Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 30, № 1 (2021)
Скачать выпуск PDF

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

9-22 1202
Аннотация

В контексте трансформаций российской системы подготовки кадров высшей квалификации организация совместной работы аспирантов со своими научными руководителями становится всё более актуальной проблемой. В статье оценивается понимание целей аспирантуры «по обе стороны баррикад», анализируются особенности взаимоотношений наставников и их подопечных, трудности и способы их преодоления. Данные вопросы обсуждаются в контексте сопоставления ситуации в вузе и в академической среде на примере Уральского федерального университета (УрФУ) и научных институтов Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН). Эмпирические методы по сбору исходных данных применялись как в УрФУ, так и в УрО РАН и включали интервьюирование научных руководителей и анкетирование аспирантов. Серия глубинных интервью с наставниками позволила сформулировать исследовательские гипотезы и составить онлайн-опрос для аспирантов. В результате можно констатировать преобладание «внешних» препятствий, снижающих эффективность взаимодействия молодых учёных со своими научными руководителями; в целом же отношения между ними строятся достаточно гармонично. Были выявлены такие проблемы, как недостаточная разработанность концепции аспирантуры без обязательного выхода на защиту (особенно в вузе), низкая продуктивность «учебной» аспирантуры, отсутствие повышения квалификации научных руководителей в области управления (менеджмента) в науке и высокая занятость руководителей и, как следствие – «теневое» наставничество. Как представляется, решение данного комплекса проблем должно опираться прежде всего на новую нормативную базу федерального уровня, пересматривающую виды и объёмы нагрузки аспирантов и их руководителей, закрепляющую необходимость написания диссертации за время обучения, регламентирующую требования к научным руководителям и гарантирующую им повышение квалификации в области управленческих компетенций. Позитивная практика трудоустройства всех поступающих в аспирантуру в академические институты хотя бы на долю ставки также может помочь вузам в повышении мотивации аспирантов к защите кандидатской диссертации и построении дальнейшей карьеры в университетской среде.

23-35 1148
Аннотация

Онлайн-курсы меняют ландшафт высшего образования. Однако их принятие преподавательским сообществом до сих пор не до конца изучено. Проведённое социологическое исследование позволило оценить включённость преподавателей российских вузов в процессы цифровизации образования, определить мотивы их деятельности по созданию и интеграции в образовательный процесс онлайн-курсов. В качестве исходной идеи для исследования взята пирамида Кокс и Троттера. Эмпирическую основу составили ответы и мнения преподавателей, представляющих разные категории российских вузов.

Практическую значимость полученные результаты исследования могут иметь при определении направлений социальной политики в условиях цифровизации образования на уровне государства в части разработки стимулирующих и мотивирующих мер и мероприятий поддержки и обеспечения необходимых гарантий преподавателям вузов, особенно региональных, в период трансформации.

36-48 1337
Аннотация

Система магистерского образования в России находится в состоянии непрерывной трансформации под влиянием глобальных трендов в системе высшего образования и запросов ключевых стейкхолдеров. Цель нашего исследования заключается в выявлении содержательных изменений российской магистратуры на протяжении её становления и основных тенденций её развития на современном этапе. Для реализации поставленной цели использовался анализ педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования и опрос. Опрос проводился посредством Google-анкет, ссылка на анкету распространялась через участников проекта «Рождение российской магистратуры» - победителя программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина».

Содержательная трансформация российской магистратуры анализировалась по трём векторам: динамика изменения направлений магистерской подготовки, требования к кадровому обеспечению, дизайн магистерских программ, - что позволило получить достаточно полную картину состояния магистратуры в российских вузах.

Результаты исследования могут быть использованы субъектами управления в вузах при проектировании магистерских программ и эффективных форм организации образовательной деятельности в магистратуре.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

49-59 864
Аннотация

Рассматривается ход обсуждения нового учебного плана педагогической подготовки преподавателей технических дисциплин, предшествующий его утверждению исполнительным комитетом IGIP. Предыдущая версия такого плана была утверждена в 2013 г. За прошедший период произошли существенные изменения в использовании ИКТ в обучении, что отражено в предложениях национальных отделений IGIP, в трудах ежегодных конференций IGIP, включая Международную конференцию ICL-IGIP, проведённую в Таллинне 23–25 сентября 2020 г. На этой конференции президент IGIP Х. Хортш в своей презентации опубликовал план (Curriculum IGIP) в виде таблицы (мы его приводим в переводе на русский язык) и рассказал о своём видении его использования. Авторы формулируют точку зрения на обсуждаемую тему через призму выступлений на этой конференции и актуальных статей, опубликованных в последних номерах журнала «Высшее образование в России».

60-72 833
Аннотация

Стратегическая задача современного технологического образования - подготовка молодых людей к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Реализация этой задачи наталкивается на проблемы материально-технического оснащения образовательных учреждений и их кадрового обеспечения. Необходим комплексный подход к организации современной системы технологического образования на основе объединения ресурсов и усилий всех заинтересованных сторон. Программы подготовки педагогов для этой системы должны учитывать их междисциплинарный характер и содержательно затрагивать как психолого-педагогические и естественнонаучные составляющие, так и предметную область современной техники. Важный сегмент технологического образования - подготовка технических специалистов, не имеющих педагогического образования, к работе в школе и вузе, а также обучение школьных учителей и вузовских преподавателей на основе современного технологического уклада. В этой связи возможен новый взгляд на программу IGIP, интерпретация целей и задач этой программы применительно к подготовке педагогов для системы технологического образования школьников.

Цель статьи - анализ подходов к решению проблем кадрового обеспечения системы технологического образования молодёжи. Поиск решения ведётся посредством сравнительного анализа образовательных программ. Накопленный опыт подготовки преподавателей технических вузов, мастеров производственного обучения, учителей технологии должен корректироваться с учётом изменений, которые происходят в науке, технике, технологиях.

73-86 799
Аннотация

Статья посвящена технологии создания и использования индивидуального мультимедийного двуязычного тезауруса как инструмента интеграции иностранного языка и инженерных дисциплин в техническом университете. Описаны этапы разработки и апробации индивидуального тезауруса на занятиях по профессиональному английскому языку со студентами, обучающимися по специальности и направлениям подготовки инженеров в области автомобилестроения. Автор представляет собственную технологию создания индивидуального англо-русского мультимедийного тезауруса по конструкции автомобиля и последовательность формирования речевых умений в иноязычной инженерной коммуникации на его основе. Процесс создания тезауруса происходит на двух уровнях интеграции: внутрипредметной (взаимосвязь всех видов речевой деятельности) и межпредметной (дидактический синтез языковой и инженерной дисциплин). При этом автор обозначает зоны ближайшей и дальнейшей интеграции дисциплины «Профессиональный английский язык» и инженерных дисциплин с целью формирования междисциплинарного мышления у будущего инженера. Подчёркивается, что для обучения успешной межкультурной инженерной коммуникации необходимо определить содержание учебных ситуаций, моделирование которых составляет зону ответственности преподавателя английского языка. Для организации этой работы предусмотрено создание студентами контекстуальной части тезауруса, из которой преподаватель выделяет речевые образцы, которые усваиваются посредством серии упражнений и заданий, предшествующих учебным ситуациям. В заключение намечены пути дальнейшей междисциплинарной интеграции посредством тезаурусного моделирования предметных областей из профессиональных дисциплин.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

88-100 780
Аннотация

Нынешнее положение университетской философии ни в коей мере не может быть признано удовлетворительным. В отечественных вузах она вытесняется на далёкую периферию образования, оказывается в густой тени науки. Как показано в статье, подобное положение обусловлено прежде всего непониманием сущности философского знания и его проблематики, а также доминантным положением науки в современной культуре. Философия есть рефлексия, «философствование», как определял М. Хайдеггер, самосознание личности и культуры. В этом своём качестве она выступает основной формой идентификации и адаптации субъекта к происходящим изменениям как в научном познании, так и в мире в целом.

-

101-114 859
Аннотация

В статье рассмотрены актуальные проблемы инженерного образования, ставшие предметом обсуждения на международной сетевой научно-практической конференции «Синергия», которая проводится с 2016 г. на базе ведущих технических университетов России при поддержке международных обществ по инженерному образованию и крупнейшей энергетической компании ПАО «Газпром». В статье обозначена обширная проблематика конференции, связанная с междисциплинарностью, новыми стандартами и технологиями инженерного образования, цифровой образовательной средой и онлайн-технологиями, взаимодействием инженерного образования с высокотехнологичными бизнесом и промышленностью, моделями цифровых компетенций и механизмами их независимой аттестации, подготовкой кадров высшей квалификации, профессиональным образованием в системе «школа – вуз – предприятие» и многими другими актуальными аспектами современного инженерного образования.

115-124 701
Аннотация

Любая инженерная деятельность характеризуется диалектическими противоречиями: социальными – между инженерными проблемами и техническими возможностями их решения, а также технологическими – между естественными законами природы и искусственными инженерными объектами. В статье показано, что это приводит к этической дилемме инженерной работы: при создании чего-то нового возникают, как правило, социально-нравственные и экологические проблемы. Это объясняет «двуликость Януса» в инженерной профессии: при изначальном намерении делать добро, тем не менее, возникают негативные последствия, которые должны быть смягчены через новые технические решения. «Клятва Леонардо» не только подчёркивает это обстоятельство, но и выступает в качестве ориентира для разработки инженерных учебных программ, с тем чтобы они также разрабатывались специально для решения этой задачи. В качестве исходного подхода в статье предлагается использовать «треугольник устойчивости» – модель социальных трансформационных эффектов в отношении определения переменных «социальное», «экономика» и «экология» и их соответствующей взаимозависимости. Цифровизация требует прежде всего экономического, а не экологического подхода и потому не решает фундаментальной проблемы: участие в формировании общества с целью достижения социально-экологического баланса сталкивается с двойственностью между этической необходимостью формирования баланса и невозможностью его реального достижения.

125-131 968
Аннотация

При содействии органов государственного управления и Европейской Комиссии высшие учебные заведения должны поддерживать усилия вузовских преподавателей по развитию ими навыков реализации онлайн и других форм обучения, доступных в эпоху цифровых технологий, и должны использовать возможности, предоставляемые технологиями, для повышения качества преподавания и обучения. В статье рассматриваются новые грантовые программы Европейского Союза, направленные на повышение цифровой грамотности в сфере высшего образования, развитие сотрудничества и преодоление вызовов во время пандемии коронавируса. Детально описан проект нового Европейского университета и представлена инициатива создания международного консорциума для сертификации преподавателей высшей школы с участием российского партнёра.

132-143 921
Аннотация

Проведённую работу в рамках немецко-казахстанского проекта «GeKaVoс - Передача Казахстану дуальных обучающих программ по логистике, мехатронике и устойчивому энергоснабжению» можно рассматривать как вклад в повышение качества системы технического и профессионального образования (ТиПО), в достижение высоких показателей трудоустройства выпускников системы, улучшение соотношения спроса и предложения на рынке труда.

Как показал представленный в статье анализ состояния ТиПО в Казахстане, различные формы сотрудничества между участниками образовательного процесса в стране (корпоративное партнёрство, промышленные кластеры, патронаж крупных и средних предприятий над образовательными учреждениями и т.д.) способствуют появлению учебных программ, ориентированных на рынок. Мониторинг и оценка эффективности технического и профессионального образования, а также выявление возможностей повышения его качества и сферы действия требуют понимания его природы, его функций, целей и ключевых характеристик, применения эффективного научного инструментария оценки профессионального технического образования и подготовки тренеров / наставников (TVET).

В работе показано, что успех трансфера образовательных программ зависит в первую очередь от готовности к совместной работе всех заинтересованных сторон, создания структур взаимодействия при разработке образовательных программ различного уровня, совершенствования методов прогнозирования спроса не только на определённые профессии, но и на профессиональные и надпрофессиональные компетенции. Цель научной оценки дуальной системы и обучения на рабочем месте заключается в том, чтобы доказать её эффективность в качестве образовательной стратегии, которая обеспечивает учащимся реальный опыт работы, где они могут применить социальные и технические навыки и развить их.

EDUCATION ONLINE

144-155 1713
Аннотация

Многие учебные заведения, оценивая свои перспективы, планируют развитие дистанционных образовательных услуг с использованием собственных электронных информационно-бразовательных сред (ЭИОС). При создании и функционировании ЭИОС образовательного учреждения (ОУ) возникает ряд вопросов, связанных со структурными, маркетинговыми, кадровыми и прочими решениями. Цель данной статьи – исследование организационно-технических и дидактических аспектов ЭОИС ОУ. Методология исследования базируется на методах системного анализа, кибернетики, педагогической психологии и дидактики.

Предложена концептуальная модель ЭИОС ОУ как организационно-технической системы. В её состав входят: подсистема маркетинга, комплекс технических средств, различные виды обеспечений и организационная подсистема. Определены основные функции этих подсистем и их различных компонентов.

Сформирована дидактическая модель типового комплекса цифровых образовательных ресурсов. В рамках этой модели всё многообразие цифровых образовательных ресурсов по каждой учебной дисциплине интегрируется в комплексы, которые обеспечивают полноценную проработку учебного материала на разных целевых уровнях усвоения – от первоначального знакомства до решения нетиповых профессионально ориентированных задач.

С позиций педагогической психологии и кибернетики показана высокая значимость обратных связей в ЭИОС ОУ. Для триады «Педагог – Обучающая программа – Обучаемый» предложена классификация обратных связей (внутренние и внешние). Указаны границы использования автоматизации при формировании обратных связей в отличие от иных (некомпьютерных) откликов на учебную деятельность обучаемых. Показаны роль и место обратных связей в «цифровых следах» учащихся и преподавателей и намечены направления использования этих данных в системах искусственного интеллекта.

156-167 1540
Аннотация

Цифровизация высшего образования – многолетний тренд, который получил новый импульс развития в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение. Цель статьи - проанализировать воздействие цифровой трансформации на учебный процесс в высшей школе и охарактеризовать возникающие риски глазами студентов. Анализ основан на результатах проведённого авторами онлайн-опроса студентов из России и Вьетнама. Для обеспечения эквивалентности сравнения на первом этапе исследования были сформированы выборки равного объёма по 300 человек, куда вошли студенты двух столичных вузов России и Вьетнама – МГИМО МИД России и Института профсоюзного движения Всеобщей конфедерации труда Вьетнама (ИПДВ).

В статье описана разработанная авторами методика проведения онлайн-опроса студентов. Отношение студентов к дистанционному образованию интерпретируется как трёхуровневая установка, включающая эмоциональный, когнитивный и поведенческий уровни. Сделано допущение, что готовность студентов к переходу на дистанционное обучение определяется набором макро- и микрофакторов. Среди макрофакторов – национальная специфика образовательной системы, традиции в сфере высшего образования, инфраструктура образования, образовательная политика государства, мобилизационный потенциал населения. Среди микрофакторов – когнитивные и психологические особенности студентов, социально-психологическая готовность к инновациям.

Анализ результатов опроса показал, что по некоторым параметрам и рискам системы дистанционного обучения имеются сходства в оценках студентов из России и Вьетнама. Так, студенты обеих стран отдают предпочтение традиционной форме обучения. Выявлены также различия в восприятии процесса цифровизации образовательной среды. Для студентов МГИМО наиболее значимыми оказались риски, связанные с дегуманизацией, разрывом социальных связей, возможной потерей статуса студента. Для вьетнамских студентов на первое место вышли риски, связанные с возможным ухудшением качества образования. В заключение сделан вывод, что дистанционное образование является одновременно и полем возможностей, и источником рисков – индивидуальных, институциональных, системных.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)