Социально-экологически ориентированные учебные планы: “Клятва Леонардо” как ответ на двуликость Януса в инженерном деле
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-115-124
Аннотация
Любая инженерная деятельность характеризуется диалектическими противоречиями: социальными – между инженерными проблемами и техническими возможностями их решения, а также технологическими – между естественными законами природы и искусственными инженерными объектами. В статье показано, что это приводит к этической дилемме инженерной работы: при создании чего-то нового возникают, как правило, социально-нравственные и экологические проблемы. Это объясняет «двуликость Януса» в инженерной профессии: при изначальном намерении делать добро, тем не менее, возникают негативные последствия, которые должны быть смягчены через новые технические решения. «Клятва Леонардо» не только подчёркивает это обстоятельство, но и выступает в качестве ориентира для разработки инженерных учебных программ, с тем чтобы они также разрабатывались специально для решения этой задачи. В качестве исходного подхода в статье предлагается использовать «треугольник устойчивости» – модель социальных трансформационных эффектов в отношении определения переменных «социальное», «экономика» и «экология» и их соответствующей взаимозависимости. Цифровизация требует прежде всего экономического, а не экологического подхода и потому не решает фундаментальной проблемы: участие в формировании общества с целью достижения социально-экологического баланса сталкивается с двойственностью между этической необходимостью формирования баланса и невозможностью его реального достижения.
Ключевые слова
Об авторах
Р. ДреерГермания
Дреер Ральф - PhD, проф., зав. кафедрой дидактики профессионально-ехнического образования
11, Breite Strasse, Siegen, 57076
В. В. Кондратьев
Россия
Кондратьев Владимир Владимирович - д-р пед. наук, проф., директор Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей вузов, зав. кафедрой методологии инженерной деятельности
420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68
М. Н. Кузнецова
Россия
Кузнецова Мария Николаевна - канд. пед. наук, доцент
420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68
Список литературы
1. FEANI position paper on Code of Conduct: Ethics and Conduct of Professional Engineers, approved by the FEANI GENERAL Assembly on 29 September 2006. Available at: https://www.feani.org/sites/default/files/Position%20Paper%20Code%20of%20Conduct%20Ethics.pdf (accessed 10.12.2020)
2. Dreher, R. (2015). A Benchmark for Curricula in Engineering Education: The Leonardic Oath. In: 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). Florence, pp. 713-715, doi: 10.1109/ICL.2015.7318117
3. Crawley, E.F., Malmquist, J., Östlund, S., Brodeur, D. R., Edström, K. (2014). Rethinking Engineering Education. The CDIO-Approach. Springer International Publishing, 311 p., doi: 10.1007/978-3-319-05561-9
4. Dreher, R. (2016). Der Leonardische Eid als Paradigma Ingenieurwissenschaftlicher Curricula: In: Kammasch, G; Dreher, R. Wie viel (Grundlagen) Wissen braucht technische Bildung? Wege zur technischen Bildung. Siegen, pp. 78-85, ISBN 978-3-9818728-0-4
5. Dreher, R., Gornov, A.O., Kondratyev, V.V. (2019). Concept of the Natural Structure of Engineering Education and the Code of Professional Ethics of an Engineer. Vysshee obrazovanie v Rossii= Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 1, pp. 76-85.
6. Vgl. hierzu die Auffassung von Kath, dass die Basisaktivität Leben-Gestalten vor allem technisch dominiert ist; Kath, F.M. (2002). Noch einmal Prüfen und Werten beim “Arbeiten mit Projekten”. In: Dreher, R., Spöttl, G. (Eds.). Arbeiten mit Projekten. Ein Ansatz für mehr Selbständigkeit beim Lernen. Bremen, pp. 121-129, ISBN 3-934836-57-7
7. Rademacher, F.-J. (2006). Leuchtturm in schwerer See. In: Politische Ökologie. Re-Vision. Nachdenken über ökologische Vordenker. Wien, pp. 46-49
8. Rauner, F., Heinemann, L. (2011). Begründungsrahmen für ein Kompetenzmodell beruflicher Bildung. In: Rauner, F. et.al. (Eds.). Messen beruflicher Kompetnezen. Band III: Drei Jahre KOMET-Testerfahrtung. Münster, pp. 17-50. ISBN: 978-3-643-11238-5
9. Quadrado, J.C., Zaitseva, K.K. (2019). New Pedagogical Approaches to Induce Sustainable Development Goals. Vysshee obrazovanie v Rossii =Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 3, pp. 50-56.
10. von Glasersfeld, E. (1991). Fiktion und Realität aus der Perspektive des radikalen Konstruktivismus. In: Rötzer, F., Weibel, P. Straegien des Scheins: Kunst, Computer, Medien. München, pp. 161-175. ISBN-10: 3924963533
11. Prikhodko, V., Sazonova, Z., Chechetkina, N. (2005): “Yin” and “Yan” of Engineering Creativity. Vysshee obrazovanie v Rossii=Higher Education in Russia. No. 11, pp. 21-26.
12. Quadrado, J.C., Zaitseva, K.K. Engineering Education: Interdisciplinarity in Global Teams [Electronic resources]. In: 45th SEFI Annual Conference 2017: Education Excellence for Sustainability: Proceedings, pp. 954-961. Available at: https://www.sefi.be/wp-content/uploads/SEFI_2017_PROCEEDINGS.pdf (accessed 10.12.2020)
13. Code of Ethics for Engineers. National Society of Professional Engineers. Available at: https://www.nspe.org/sites/default/files/resources/pdfs/Ethics/CodeofEthics/NSPECodeofEthicsforEngineers.pdf (accessed 10.12.2020)