Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Вклад казахстанско-немецкого сотрудничества в создание инструментария оценки программ профессионального образования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-132-143

Аннотация

Проведённую работу в рамках немецко-казахстанского проекта «GeKaVoс - Передача Казахстану дуальных обучающих программ по логистике, мехатронике и устойчивому энергоснабжению» можно рассматривать как вклад в повышение качества системы технического и профессионального образования (ТиПО), в достижение высоких показателей трудоустройства выпускников системы, улучшение соотношения спроса и предложения на рынке труда.

Как показал представленный в статье анализ состояния ТиПО в Казахстане, различные формы сотрудничества между участниками образовательного процесса в стране (корпоративное партнёрство, промышленные кластеры, патронаж крупных и средних предприятий над образовательными учреждениями и т.д.) способствуют появлению учебных программ, ориентированных на рынок. Мониторинг и оценка эффективности технического и профессионального образования, а также выявление возможностей повышения его качества и сферы действия требуют понимания его природы, его функций, целей и ключевых характеристик, применения эффективного научного инструментария оценки профессионального технического образования и подготовки тренеров / наставников (TVET).

В работе показано, что успех трансфера образовательных программ зависит в первую очередь от готовности к совместной работе всех заинтересованных сторон, создания структур взаимодействия при разработке образовательных программ различного уровня, совершенствования методов прогнозирования спроса не только на определённые профессии, но и на профессиональные и надпрофессиональные компетенции. Цель научной оценки дуальной системы и обучения на рабочем месте заключается в том, чтобы доказать её эффективность в качестве образовательной стратегии, которая обеспечивает учащимся реальный опыт работы, где они могут применить социальные и технические навыки и развить их.

Об авторах

С. Г. Карстина
Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова
Казахстан

Карстина Светлана Геннадьевна - д-р физ.-мат. наук, доцент, начальник управления послевузовского образования

100024, г. Караганда, ул. Университетская, 28



О. Н. Цехиель
Отто-фон-Герике-Университет
Германия

Цехиель Ольга Николаевна - канд. техн. наук, научный сотрудник

39104, г. Магдебург, Щоккештрассе, 32 (корпус 40B-032)



К. Мачадо
Отто-фон-Герике-Университет
Россия

Мачадо Карлос - PhD (Социальные науки), консультант проекта - консультант по вопросам образования

39104, г. Магдебург, Щоккештрассе, 32 (корпус 40B-032)



Список литературы

1. Brolpito A. Digital skills and competence, and digital and online learning // ETF European Training Foundation. Turin, 2018. URL: https://unevoc.unesco.org/pub/etf_digital_competencies_english.pdf (дата обращения: 13.12.2020).

2. Onestini C. European Training Foundation: Sector and Cross-Sector Cooperation // Panth B., Maclean R. (Eds.). Anticipating and Preparing for Emerging Skills and Jobs. Education in the Asia-Pacific Region: Issues, Concerns and Prospects. 2020. Vol 55. Springer, Singapore. URL: https://doi.org/10.1007/978-981-15-7018-6_38

3. Global inventory of regional and national qualifications frameworks. Vol. II: national and regional cases, 2015. 443 p. Corporate author: UNESCO Institute for Lifelong Learning, European Centre for the Development of Vocational Training (Greece), European Training Foundation. ISBN: 978-92-820-1201-7. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000235123

4. Барабанова С.В., Кайбияйнен А.А., Крайсман Н.В. Цифровизация инженерного образования в глобальном контексте (обзор международных конференций) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 94–103. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-94-103

5. Кондратьев В.В., Галиханов М.Ф., Осипов П.Н., Шагева Ф.Т. Инженерное образование: трансформации для индустрии 4.0 (обзор конференции) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 105–122. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-105-122

6. Salinas-Navarro D.E., Rodríguez Calvo E.Z., Garay-Rondero C.L. Expanding the Concept of Learning Spaces for Industrial Engineering Education // IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). IEEE, 2019. P. 669–678. DOI: https://doi.org/10.1109/EDUCON.2019.8725047

7. Борибеков K., Кусаинов А. Развитие технического и профессионального образования в Казахстане // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 23–26.

8. Wiemann J., Fuchs M. The export of Germany’s “secret of success” dual technical VET: MNCs and multiscalar stakeholders changing the skill formation system in Mexico // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2018. Vol. 11. Issue 2. Р. 373–386. DOI: https://doi.org/10.1093/cjres/rsy008

9. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2016. 184 p.

10. Ips O., Broek S., Werquin P., Coles M., Buiskool B., Rathner M., Sediakina-Rivière E. The evaluation of the UNESCO thematic area TVET (Technical and Vocational Education and Training). 2015. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-evaluation-of-the-UNESCO-thematic-area-TVET-and-Ips-Broek/0b7a5571001cf69ac1648809bd6a05b1a8bf39b1?p2df (дата обращения: 13.12.2020).

11. Маркелова Ю.В., Редина Ю.Н., Олейникова О.Н. Зарубежные подходы к оценке эффективности профессионального образования и обучения // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. №4 (43). C. 70–81. URL: http://po-rt.ru/home/Article?id=2090 (дата обращения: 13.12.2020).

12. Schröder T. Berufsbildung aus der Sicht internationaler Organisationen // Arnold R., Lipsmeier A., Rohs M. (Eds.). Handbuch Berufsbildung. 2020. Springer VS, Wiesbaden. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-19312-6_56

13. Chika I.N., Kibamilami B.A. Quality assurance of technical vocational education and training (TVET) programme among business educators in higher institutions in rivers state// The Nigerian Journal of Business Education (NIGJBED). 2018. Vol. 5. No. 2. P. 9–20. URL: http://www.nigjbed.com.ng/index.php/nigjbed/article/view/237 (дата обращения: 13.12.2020).

14. Гайнанов Д.А., Климентьева А.Ю. Междисциплинарный подход к подготовке научных кадров в условиях цифровой экономики // Фундаментальные исследования. 2020. № 1. С. 15–19. DOI: 10.17513/fr.42667


Рецензия

Просмотров: 915


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)