Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Модели проектирования и функционирования цифровых образовательных сред

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-144-155

Аннотация

Многие учебные заведения, оценивая свои перспективы, планируют развитие дистанционных образовательных услуг с использованием собственных электронных информационно-бразовательных сред (ЭИОС). При создании и функционировании ЭИОС образовательного учреждения (ОУ) возникает ряд вопросов, связанных со структурными, маркетинговыми, кадровыми и прочими решениями. Цель данной статьи – исследование организационно-технических и дидактических аспектов ЭОИС ОУ. Методология исследования базируется на методах системного анализа, кибернетики, педагогической психологии и дидактики.

Предложена концептуальная модель ЭИОС ОУ как организационно-технической системы. В её состав входят: подсистема маркетинга, комплекс технических средств, различные виды обеспечений и организационная подсистема. Определены основные функции этих подсистем и их различных компонентов.

Сформирована дидактическая модель типового комплекса цифровых образовательных ресурсов. В рамках этой модели всё многообразие цифровых образовательных ресурсов по каждой учебной дисциплине интегрируется в комплексы, которые обеспечивают полноценную проработку учебного материала на разных целевых уровнях усвоения – от первоначального знакомства до решения нетиповых профессионально ориентированных задач.

С позиций педагогической психологии и кибернетики показана высокая значимость обратных связей в ЭИОС ОУ. Для триады «Педагог – Обучающая программа – Обучаемый» предложена классификация обратных связей (внутренние и внешние). Указаны границы использования автоматизации при формировании обратных связей в отличие от иных (некомпьютерных) откликов на учебную деятельность обучаемых. Показаны роль и место обратных связей в «цифровых следах» учащихся и преподавателей и намечены направления использования этих данных в системах искусственного интеллекта.

Об авторах

А. В. Соловов
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева
Россия

Соловов Александр Васильевич - канд. техн. наук, проф.

443086, г. Самара, Московское шоссе, 34



А. а. Меньшикова
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева
Россия

Меньшикова Анастасия Александровна – канд. техн. наук, доцент

443086, г. Самара, Московское шоссе, 34



Список литературы

1. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э., Пырма Р.В., Азаров А.А. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 9–22. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22

2. МакЭндрю К. Укрощение инноваций: как онлайн-магистратура вернула университету инициативу в преобразованиях // Вопросы образования. 2018. № 4 (Специальный выпуск по итогам Международной научной конференции «eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2017» (eSTARS)). С. 60–80. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-60-80

3. Соловов А.В. Технические средства САПР: Учебное пособие. Куйбышев : КуАИ, 1987. 135 с.

4. Ляченков Н.В., Кокотов В.Я., Соловов А.В. Информационные технологии в системе качества АО “АвтоВАЗ” // Стандарты и качество. 1997. № 12. С. 40–43.

5. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара : СГАУ, 1995. 140 с.

6. Sclater N. E-education in the cloud // International Journal on virtual management systems and individual learning. 2010. Vol. 1. No. 1, January-March. P. 10–19. DOI: https://doi.org/10.4018/jvple.2010091702

7. Соловов А.В. Подготовка персонала для виртуальных учебных сред // Высшее образование в России. 2009. № 10. С. 32–36.

8. Полани М. Личностное знание. На пути посткритической философии : Пер. с англ. М. : Прогресс, 1985. 349 с.

9. Шрейдер Ю.А. Экспертные системы: их возможности в обучении // Вестник высшей школы. 1987. № 2. С. 14–19.

10. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы: Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. 384 с.

11. Кузин Л.П. Основы кибернетики: В 2 т. Т. 2. Основы кибернетических моделей: Учебное пособие для вузов. М. : Энергия, 1979. 584 c.

12. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара : Новая техника, 2006. 464 с.

13. Комаров В.А., Соловов А.В. АОС и инженерная интуиция // Вестник высшей школы. 1986. N 2. С. 30–33.

14. Шварц И.Е. Педагогика школы. Пермь : ПГПИ, 1968.

15. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Электронное обучение: вектор развития // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 66–75.

16. Соловов А.В. «Золотые клетки» виртуальных учебных сред // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 133–137.


Рецензия

Просмотров: 1626


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)