Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167

Аннотация

Цифровизация высшего образования – многолетний тренд, который получил новый импульс развития в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение. Цель статьи - проанализировать воздействие цифровой трансформации на учебный процесс в высшей школе и охарактеризовать возникающие риски глазами студентов. Анализ основан на результатах проведённого авторами онлайн-опроса студентов из России и Вьетнама. Для обеспечения эквивалентности сравнения на первом этапе исследования были сформированы выборки равного объёма по 300 человек, куда вошли студенты двух столичных вузов России и Вьетнама – МГИМО МИД России и Института профсоюзного движения Всеобщей конфедерации труда Вьетнама (ИПДВ).

В статье описана разработанная авторами методика проведения онлайн-опроса студентов. Отношение студентов к дистанционному образованию интерпретируется как трёхуровневая установка, включающая эмоциональный, когнитивный и поведенческий уровни. Сделано допущение, что готовность студентов к переходу на дистанционное обучение определяется набором макро- и микрофакторов. Среди макрофакторов – национальная специфика образовательной системы, традиции в сфере высшего образования, инфраструктура образования, образовательная политика государства, мобилизационный потенциал населения. Среди микрофакторов – когнитивные и психологические особенности студентов, социально-психологическая готовность к инновациям.

Анализ результатов опроса показал, что по некоторым параметрам и рискам системы дистанционного обучения имеются сходства в оценках студентов из России и Вьетнама. Так, студенты обеих стран отдают предпочтение традиционной форме обучения. Выявлены также различия в восприятии процесса цифровизации образовательной среды. Для студентов МГИМО наиболее значимыми оказались риски, связанные с дегуманизацией, разрывом социальных связей, возможной потерей статуса студента. Для вьетнамских студентов на первое место вышли риски, связанные с возможным ухудшением качества образования. В заключение сделан вывод, что дистанционное образование является одновременно и полем возможностей, и источником рисков – индивидуальных, институциональных, системных.

Об авторах

А. В. Носкова
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Носкова Антонина Вячеславовна - д-р социол. наук, проф., кафедра социологии

119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76



Д. В. Голоухова
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Голоухова Дарья Валерьевна - канд. социол. наук, доцент, кафедра социологии

119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76



А. С. Проскурина
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Проскурина Александра Сергеевна - аспирант, кафедра социологии

119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76



Т. Х. Нгуен
Институт профсоюзного движения Всеобщей конфедерации труда Вьетнама, Ханой
Вьетнам

Нгуен Тху Ха - канд. социол. наук, преподаватель, проректор по международным связям

169 Tây Sơn, Quang Trung, Đống Đa, Hà Nội, Вьетнам, 100000



Список литературы

1. Skulmowski A., Re G.D. COVID‐19 as an accelerator for digitalization at a German university: Establishing hybrid campuses in times of crisis // Human Behavior & Emerging Technologies. 2020. №2. P. 212– 216. DOI: https://doi.org/10.1002/hbe2.201

2. Dhawan S. Online Learning: A Panacea in the Time of COVID-19 Crisis // Journal of Educational Technology Systems. 2020. № 49 (1). P. 5–22. DOI: https://doi.org/10.1177/0047239520934018

3. Osina D.M., Tolstopyatenko G.P., Malinovsky A.A. Digitalization of Higher Legal Education in Russia in the Age of Covid-19 // Ashmarina S., Mantulenko V., Vochozka M. (Eds). Engineering Economics: Decisions and Solutions from Eurasian Perspective. Engineering Economics Week 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, Vol. 139. Springer, Cham. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-53277-2_47

4. Rapanta C., Botturi L., Goodyear P. et al. Online University Teaching During and After the Covid-19 Crisis: Refocusing Teacher Presence and Learning Activity // Postdigital Science and Education. 2020. № 2. DOI: https://doi.org/10.1007/s42438-020-00155-y

5. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперёд, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 65–76. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76

6. Шнейдер Л.Б. Реальности дистанционного обучения в контексте пандемии // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 18–23. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.07.P.18

7. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86–100. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100

8. Клягин А.В., Абалмасова Е.С., Гарев К.В. и др. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии / Ин-т образования НИУ ВШЭ. М. : НИУ ВШЭ, 2020. Сер.: Современная аналитика образования. № 6 (36). 112 с. DOI: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/368821792.pdf

9. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А., Захарова У.С., Григорьева А.В. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59–74. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.014

10. Абрамовский А.Л., Ребышева Л.В. Дистанционные образовательные технологии и трансформация высшего образования в условиях пандемии COVID-19: возможности, вызовы, перспективы // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2020. № 2. С. 43–52. URL: http://www.septyuiu.ru/ru/journal-item/62 (дата обращения: 24.12.2020).

11. Орусова О.В. Как коронавирус изменил систему высшего образования: анализ перехода вузов на дистанционное обучение // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 184–195. DOI: 10.26653/2076-4650-2020-3-17

12. Осипов Г.В., Климовицкий С.В. Цифровизация общественной жизни и новые задачи социальных наук // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2018. №. 7. DOI: 10.23672/SAE.2018.2018.15791

13. Макарова М.В. Перспективы онлайн-образования в России // Современное образование. 2020. № 2. С. 59–70. DOI: 10.25136/2409-8736.2020.2.29088

14. Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136.

15. Шафранов-Куцев Г.Ф. Некоторые тенденции развития российского высшего образования в цифровую эпоху // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2017. Т. 3. № 4. С. 8–18. DOI: 10.21684/2411-7897-2017-3-4-8-18

16. Смакотина Н.Л. Трансформация образования в условиях глобализации: возможности и риски // Ценности и смыслы. 2017. № 6. С. 23–24.

17. Kravchenko S. The birth of “normal trauma”: The effect of non-linear development // Economics and Sociology. 2020. № 13(2). P. 150–159. DOI: https://doi.org/10.14254/2071-789X.2020/13-2/11

18. Nguyen D.V., Pham G.H., Nguyen D.N. Impact of the Covid-19 pandemic on perceptions and behaviors of university students in Vietnam // Data in Brief. 2020. Vol. 31. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dib.2020.105880

19. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М. : Наука, 1972. 111 c.


Рецензия

Просмотров: 1343


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)