Клиническая форма организации практик в гуманитарном образовании
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-122-133
Аннотация
Конфликтология как образовательная программа, готовящая специалистов в области разрешения конфликтов, наполнена не только теоретическими аспектами, она ориентирована на современную практику. Это диктуется как междисциплинарным предметным полем конфликтологии, сочетающим в себе фундаментальный и прикладной компоненты, так и потребностями работодателей и обучающихся. В то же время, находясь в кругу социогуманитарных дисциплин, конфликтология сталкивается с традиционными для этой отрасли вызовами, связанными с наиболее релевантными формами организации практической работы обучающихся.
В статье анализируется уникальный опыт клинической формы организации практик студентов-конфликтологов, реализуемый в СПбГУ на протяжении 10 лет. Практика студентов, организованная в такой форме, решает прежде всего задачу адаптации студентов к условиям и требованиям практической деятельности конфликтолога. Авторы фокусируются на вопросах соотнесения клинической формы и требований образовательного стандарта ФГОС ВО 3++. Представлены основные формы и стадии работы обучающихся в клинике. Описываются возможности, которые открывает работа бакалавров с реальными клиентами в плане обретения ими умений и навыков организации и ведения переговорного процесса, освоения стратегий управления конфликтами.
Авторы делают вывод, что конфликтологическая клиника – это сложная педагогическая методика, включающая как аудиторные, так и внеаудиторные формы студенческой практической деятельности в работе с реальными клиентами, пропаганду медиации, а также супервизию преподавателей с ритмически организованным обсуждением и корректировкой действий студентов. Это обеспечивает должный профессионализм и качество услуг, оказываемых студентами внешним потребителям.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. СтребковРоссия
Стребков Александр Иванович – д-р полит. наук, проф.
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
А. Н. Сунами
Россия
Сунами Артем Николаевич – канд. полит. наук, доцент
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
Список литературы
1. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Образовательная модель – важный фактор влияния на сопряжение системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 9–20. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-9-20
2. Пирогова A.E. Внутриличностные конфликты студентов-конфликтологов в процессе профессиональной подготовки в вузе // International scientific review: IX International Science Conference (United Kingdom, London, 13-14 January, 2016). 2016. № 1. С. 136–140. URL: https://scientific-conference.com/images/PDF/2016/11/International-scientific-review-1-11.pdf (дата обращения: 24.01.2021).
3. Берсенева Н.В. Актуальные проблемы формирования профессиональной компетентности конфликтологов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 97–104. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12243 (дата обращения: 24.01.2021).
4. Welkener M.M. Understanding the complexities of cognition and creativity to reform higher education practice // International Journal of Educational Reform. 2013. Vol. 22. No. 3. Р. 221–234. DOI: https://doi.org/10.1177%2F105678791302200302
5. Crohn M.Dispute resolution and higher education // Negotiation Journal. 1985. Vol. 7. Р. 301–305. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1571-9979.1985.tb00320.x
6. Volpe M.R. An urban university-based conflict resolution program // Education and Urban Society. 1994. Vol. 27. No. 1. Р. 22–34. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0013124594027001005
7. Стребков А.И., Карпенко А.Д., Маврин О.В., Сунами А.Н. Роль практики обучающихся в реализации социальной миссии конфликтологии // Философия образования. История и современность / Отв. ред. И.Д. Осипов, С.Н. Погодин. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2019. C. 128–151.
8. Costa e Silva A.M. Education, Citizenship and Mediation // Citizenship, Social and Economics Education. 2012. Vol. 11. No. 1. Р. 2–10. DOI: http://dx.doi.org/10.2304/csee.2012.11.1.2
9. McFarlane B. Teaching with integrity, the ethics of higher education practice. London: Routledge Falmer, 2003. 192 p.
10. David M.E. Learning from Innovative International Research on Higher Education: how to conceptualize equity for policy, practice and pedagogies in higher education // Research in Comparative and International Education. 2011. Vol. 6. Р. 430–443. DOI: http://dx.doi.org/10.2304/rcie.2011.6.4.430
11. Warhuus J., Blenker P., Elmholdt S.T. Feedback and assessment in higher-education, practice-based entrepreneurship courses: how can we build legitimacy? // Industry and Higher Education. 2018. Vol. 32(1). Р. 23–32. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0950422217750795
12. Levie J. Entrepreneurship education in higher school in England: A Survey. London: London Business School, 1999. 41 p.
13. Aleinikov A.V., Strebkov A.I. Interdisciplinarity as a methodological basis for analysis of conflict phenomenon and the educational programme conflictology // Интеграция образования. 2017. Vol. 21(1). Р. 138–151. DOI: 10.15507/1991-9468.086.021.201701.138-151
14. Powers R.B., Kirkpatrick K. Playing with Conflict: teaching conflict resolution through simulations and games // Simulation & Gaming. 2012. Vol. 44(1). Р. 51–72. DOI: 10.1177/1046878112455487
15. Aleinikov A.V., Maltseva D.A., Sunami A.N. Information Management of the Risks and Threats of the Covid-19 Pandemic // Scientific and Technical Information Processing. 2020. Vol. 47(3). Р. 200-206. DOI: 10.3103/S0147688220030090