Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Независимость оценки качества высшего образования: критерии, принципы, реалии

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-26-42

Аннотация

В статье обосновывается актуальность принципа независимости в деятельности по оценке качества высшего образования. На основе кейсов из практики работы признанных международных экспертных организаций предпринят анализ процедур обеспечения их независимости от законных интересов стейкхолдеров сферы высшего образования. Дана характеристика реалий Российской Федерации в сфере оценки качества высшего образования и обоснованы пути встраивания процедур аудита качества образования и аккредитации университетов в современное мировое пространство высшего образования.

Об авторе

Ю. Б. Рубин
Московский финансово-промышленный университет Синергия
Россия

Рубин Юрий Борисович - доктор экономических наук, проф., чл.-корр. РАО, yrubin@synergy.ru Соболева Эрика Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, директор Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК).

105318, Москва, Измайловский вал, 2



Список литературы

1. Jordana J, Fernández-i-Marin X., Bianculli A. Agency proliferation and the globalization of the regulatory state: Introducing a data set on the institutional features of regulatory agencies // Regulation and Governance. 2018. Vol. 12. No. 4. P. 524-540. DOI: https://doi.org/l0.nil/rego.12189

2. Verhoest K, Peters B.G., Bouckaert G, Verschuere B. The study of organisational autonomy: a conceptual review // Public Administration and Development. 2004. Vol. 24. No. 2. P. 101-118. DOI: https://doi.org/l0.1002/pad.316

3. Jordana J., Juanatey A.G., Duran I.P., Royo D.S. An Independence Index of Quality Assurance Agencies in Higher Education: European and Latin American countries compared. 2020 // European Journal of Higher Education. DOI: 10.1080/21568235.2020.1850309

4. Hanrett C., Koop Ch. Measuring the formal independence of regulatory agencies // Journal of European Public Policy. 2012. Vol. 19. No. 2. P. 198-216. DOI: https://doi.org/10.1080/13501763.2011.607357

5. Irion K, Ledger M. Measuring independence: Approaches, limitations and a new ranking tool // Schulz W., Valcke P., Irtion K. (Eds). The independence of the media and its regulatory agencies. Chicago-Bristol: Intellect, 2013. P. 15-54.

6. Alzafari K, Ursion J. Implementation of quality assurance standards in European higher education: does context matter? // Quality in Higher Education 2019. Vol. 25. No. 1. P. 58-75. DOI: https://doi.org/10.1080/13538322.2019.1578069

7. Woodhouse D. The Quality of Quality Assessment Agencies // de Wit, H., Knight, J. (Eds). Quality and Internationalisation in Higher Education, OECD 2004. P. 29-44. URL: https://www. oecd-ilibrary.org/docserver/9789264173361-en.pdf?expires=1612874675&id=id&accname=guest&checksum=AC932C9B8E237343BBC7E-0CDDBFDE810 (дата обращения: 08.02.2021).

8. Yung-Chi Hou A., Martin I., Sandy Tsai, Chung Lin Chiang Quality Assurance of quality assurance agencies from an Asian perspective // Asia Pacific Education Review. 2015. Vol. 16. No. 1. P. 95-106. DOI: https://doi.org/10.1007/s12564-015-9358-9

9. Ferreyra M.M., Avitabile C, Botero Alvarez J., Haimovich Paz F, Urzda S. At a Crossroads: Higher Education in Latin America and the Caribbean. Directions in Development - Human Development. World Bank, Washington, DC, 2017. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/26489

10. Fernandez Lamarra N. La evaluacion y la acre-ditacion de la calidad: Situacion, tendencias y perspectivas. En Instituto Internacional de la UNESCO para la Educacion Superior en America Latina y el Caribe (IESALC). 2006. Informe sobre la educacion superior en America Latina y el Caribe, 2000-2005: la metamorfosis de la educacion superior. Caracas: IESALC. URL: https://www.uned.ac.cr/academica/images/igesca/materiales/documentos/Informe_IESALC.pdf (дата обращения: 08.02.2021).

11. Дрондин А.Л. Независимая оценка качества российского высшего образования: зачем она нужна и что можно улучшить // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 41-49. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-41-49

12. Матвеева О.А. Развитие добровольной аккредитации образовательных программ в России // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 19-28. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-19-28

13. Мотова Г.Н. Охранники или проводники? Новые требования для аккредитационных агентств по обеспечению качества образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 9-21. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-9-21

14. Рубин Ю.Б., Соболева Э.Ю., Семкина Т.А., Коваленко А.А. О подходах к созданию общероссийского регистра организаций, удостоверяющих качество образования // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 20-36.

15. Rubin, Yu., Lednev, M, Mozhzhukhin, D. Competition competencies as learning outcomes in bachelor’s degree entrepreneurship programs // Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Vol. 22. No. 6. URL: https://www.ab-academies.org/articles/competition-competen-cies-as-learning-outcomes-in-bachelor39s-de-gree-entrepreneurship-programs-8768.html (дата обращения: 08.02.2021).

16. Рубин Ю.Б., Леднев М.В., Можжухин Д. Изучение конкуренции: структурирование компетенций в университетских программах по предпринимательству // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 1. С. 21-33. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-1-21-33

17. Рубин Ю.Б. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 26-44.

18. Dneprovskaya, N.V., Koretskaya, I.O., Dik, V.V., Tiukhmenova, K.Ye. Evaluation of the factors affecting the knowledge appliance process efficiency // Naukovyi Visnyk Natsional-noho Hirnychoho Universytetu. 2014. № 4. С. 139-146.

19. Васильев А.И. Качество образования и конкурентоспособность вуза: аспекты взаимосвязи // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 37-43. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-37-43

20. Рубин Ю.Б., Коваленко А.А., Леднев В.А., РубинаМ.Ю., Семкина Т.А., СоболеваЭ.Ю., Степанченко Л.С., Шадриков В.Д. Система оценки качества образования: мировая практика и российский опыт. М: Московский финансово-промышленный университет “Синергия”, 2016. 528 с.


Рецензия

Просмотров: 755


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)