НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе предложен новый подход к оценке деятельности университетов страны и мира на основе агрегирования результатов десяти глобальных рейтингов и Базы данных результатов аккредитации DEQAR. Используемая методика МетАЛиг (Метод анализа лиг) позволяет объединить разные результаты ранжирования и оценки независимо от существенных различий методик их расчёта и показателей и сформировать Глобальный агрегированный рейтинг. Представлен анализ глобальных рейтингов и позиционирования в них российских вузов, а также анализ позиционирования российских вузов и стран (по числу вузов, входящих в глобальные рейтинги) в Глобальном агрегированном рейтинге. Результаты исследования, по мнению авторов, могут способствовать продвижению ведущих отечественных вузов на более высокие позиции в мировом образовательном пространстве.
В статье обосновывается актуальность принципа независимости в деятельности по оценке качества высшего образования. На основе кейсов из практики работы признанных международных экспертных организаций предпринят анализ процедур обеспечения их независимости от законных интересов стейкхолдеров сферы высшего образования. Дана характеристика реалий Российской Федерации в сфере оценки качества высшего образования и обоснованы пути встраивания процедур аудита качества образования и аккредитации университетов в современное мировое пространство высшего образования.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В литературе продолжаются дискуссии о концептуальных основаниях дистанционного обучения. Учёные рассматривают различные теоретические точки зрения, включая, помимо прочего, теорию независимости и автономии, теорию индустриализации и теорию взаимодействия и коммуникации, через призму традиционного подхода к теории обучения. Отсутствует обсуждение потенциальной роли недавно появившейся области - науки об учении (Learning Sciences) - в формировании теории дистанционного обучения. Таким образом, в этой статье мы предлагаем теоретический анализ направления наук об учении как нового подхода к пониманию дистанционного обучения в эпоху информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эта инновационная область, изучающая преподавание и учение, включает, среди прочих, несколько дисциплин, таких как когнитивная наука, педагогическая психология, антропология, информатика и многие другие. Основная цель Learning Sciences - изучение и разработка эффективной обучающей среды, включая дистанционное обучение, на основе последних данных о процессах, связанных с тем, как человек познаёт и учится.
В период 2016-2018 гг. в России государством был принят пакет программных документов, который предполагает перевод образования на режим функционирования с учётом масштабного внедрения цифровых технологий. Это явление было названо «цифровизацией образования». В научной литературе всё чаще электронизацию и цифровизацию называют одной из институциональных ловушек развития российских вузов, поскольку соответствующая институциональная среда по причине форсированного характера нововведений пока не была сформирована, из-за чего процессы внедрения новых технологий в образование до сих пор не регламентированы. В рамках цели исследования на основании социологических данных проанализированы проявления ловушки электронизации и цифровизации российского высшего образования, а также проведено теоретическое моделирование процесса адаптации образовательных агентов к институту цифровизации.
В ходе исследования были обобщены подходы, характерные для научной полемики, сложившейся вокруг образовательной цифровизации; уточнено авторское видение изучаемого феномена как институциональной ловушки; дополнено научное представление об институциональных признаках и чертах электронизации и цифровизации в образовании.
Метод исследования - анализ оценок, полученных в ходе экспертного опроса, который был проведён Вологодским научным центром Российской академии наук среди представителей профессорско-преподавательского состава государственных вузов Вологодской области. В ходе этого анализа были уточнены признаки образовательной цифровизации как эффективного нововведения: повышение доступности образовательных ресурсов; упрощение коммуникации и процесса передачи знаний от преподавателя студенту; расширение возможностей подготовки специалистов для новой (цифровой) экономики и т.д. На основании результатов эмпирического исследования было определено, что условия развития цифровизации в российских вузах в настоящее время отличаются неоднозначностью, что тесно связано с уровнем конкурентоспособности образовательной организации.
Научная новизна исследования состоит в представлении оригинальной матрицы, описывающей процесс адаптации сотрудников вузов к условиям цифровой трансформации образования, которая предлагается автором на основе социологического анализа влияния ловушки электронизации и цифровизации на деятельность образовательных агентов. Матрица может быть учтена в практике управления высшим образованием.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В этой статье представлены результаты исследования выпускников факультетов дизайна об их убеждениях и намерениях по этическим вопросам в индустрии креативного дизайна. Исследование проводилось в двух университетах (Университет A и Университет B) в Малайзии, в которых приняли участие 120 студентов, изучающих дизайн. Был проведён опрос, в ходе которого респонденты отвечали на вопросы анкеты для определения степени их согласия по каждой позиции анкеты. Результаты показали, что вера и намерения выпускников дизайна в отношении этики дизайна низки, за исключением респондентов Университета А, которые твёрдо верят в социальные, экологические вопросы и вопросы устойчивости. Эти данные говорят о необходимости хорошо структурированной модели обучения этике дизайна и соответствующего эффективного механизма обучения. Это повлияет на убеждения и намерения студентов в отношении этики дизайна. Таким образом, результаты исследования послужат предпосылкой критического рассмотрения текущей практики преподавания и образования, с тем, чтобы внести изменения в существующую учебную программу для формирования у будущих дизайнеров необходимых этических ценностей.
В статье на основе методологии конструктивизма в терминах бинарных оппозиций (антиномий) раскрываются вопросы, касающиеся процессов планирования, организации, проведения и оценки образовательной реальности в современных условиях. Среди антиномий, выявленных автором, значатся оппозиции между стандартизацией и унификацией образования, которым противостоят автономия вузов и индивидуализация процесса обучения; между поточно-групповой организацией учебного процесса и построением индивидуальной образовательной траектории; между педагогоцентристской и студентоцентристской парадигмами высшего образования; между традиционной системой обучения (teaching) и электронным обучением (e-Learning), между старой системой оценки знаний студентов, основанной на сдаче экзаменов по отдельным дисциплинам, и необходимостью определения уровня сформированности компетенций; между учебной и научной моделями аспирантуры.
В качестве методов исследования использовались анализ научной литературы, законодательных и нормативных документов, учебно-методических материалов, внутренних локальных актов, касающихся организации образовательной деятельности вуза, а также моделирование образовательной реальности, сопоставление в ней различных оппозиций, обобщение современного педагогического опыта. В ходе исследования на основе выявленных антиномий были сделаны выводы о необходимости всестороннего анализа существующей системы управления вузовским образованием и высказаны предложения по её улучшению и приведению в соответствие не только с требованиями законодательных и нормативных документов, но и с учётом интересов всех стейкхолдеров, заинтересованных в результатах обучения и подготовке конкурентноспособных специалистов.
Рассмотрены вопросы создания виртуальной образовательной среды с использованием специального оборудования. В качестве среды разработки виртуального тура выбрана программа 3DVista Virtual Tour с использованием функций, связанных с электронным обучением и автоматической интеграцией с LMS Moodle. Виртуальное пространство созданной образовательной среды предоставляет возможность для существования различных форм образовательной коммуникации, позволяет обеспечить условия для повышения качества образования, обмена мнениями, взаимного консультирования. Использование технологии веб-квеста позволяет сформировать у молодых людей отношение к профессии, ознакомить их с требованиями, предъявляемыми к её представителям, помогает ориентировочно выявлять их личные и профессиональные интересы и склонности, способствует формированию готовности школьников и студентов самостоятельно и осознанно подходить к решению вопроса своего профессионального развития, а также стимулирует развитие коммуникативных навыков и более интенсивный обмен информацией в процессе освоения нового академического материала. Всё это обеспечивает повышение уровня профессиональных компетенций школьников и студентов.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Функционирование системы высшего образования анализируется в контексте взаимосвязей образования, рынка труда и семейных ресурсов, отражающих движение человеческого капитала и нынешние тренды профессиональной мобильности молодёжи в Казахстане. В статье прослеживается, как современная система высшего образования способствует формированию социально-экономических паттернов поведения, включая выбор университета и специальности.
В статье представлены данные исследования, проведённого среди молодёжи с различным уровнем образования и материальным достатком. Выборка составляет 1000 респондентов. Опрос проведён с использованием техники формализованного интервью.
Полученные данные свидетельствуют, что расширение доступности высшего образования в Казахстане сопровождается стратификацией, проекцией которой выступает неравенство на рынке труда для молодёжи с различным «фоном» семейного капитала. Данная тенденция имеет скрытый характер. Ресурсный капитал семьи оказывает влияние на диапазон выбора определённой образовательной траектории (уровень образования, вуз, специальность), в перспективе этот образовательный выбор определяет возможности карьерного роста молодого человека.
В исследовательской стратегии кейс-стади описываются варианты образовательных и профессиональных траекторий студентов-заочников в сопоставлении с их отношением к заочному обучению, к цели получения высшего образования, к своему профессиональному будущему. Данная исследовательская стратегия позволяет представить заочное обучение как современный образовательный тренд. Определено, что в системе непрерывного образования заочное обучение является (1) инструментом смены профессии, (2) частью продуманной карьерной стратегии, (3) гарантией трудовой занятости, (4) способом легитимации занимаемого профессионального статуса, (5) формой, облегчающей получение диплома о высшем образовании, (6) «образованием впрок», образованием на будущее. Выявлены субъективные смыслы заочного образования в связи с мотивацией, целью обучения, отношением к нему студентов. Для студентов, получающих высшее образование, это «самообразование», для тех, цель которых - диплом, это «формальность». Авторы приходят к выводу, что рассмотрение заочного образования в контексте непрерывности позволяет выявить тенденции индивидуализации и диверсификации (многообразия и вариативности образовательных программ, создания возможностей для выбора). Дана оценка перспектив заочной формы высшего образования с опорой на опыт вынужденного дистанционного обучения (март-июнь 2020).
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Статья представляет собой описание исследования в области современных форм развития экономики, основанной на знании. Переход от материальных форм функционирования экономики (материалистический язык) к нематериальным (постматериалистический язык) берёт начало в культурной революции 1970-х гг., в формировании предпосылок которой значимую роль сыграло переустройство университета,, а также в целом системы организации образования в европейских странах. В качестве инструмента для анализа знаниевой экономики выбрана марксистская методология с учётом того, что для описания и объяснения нематериальных форм производства необходимо продолжить разработку концепции общественного интеллекта (научного знания) Маркса, осуществить пересмотр теории классов и теории прибавочной стоимости.
Выводом статьи является тезис, что современная знаниевая экономика несёт в себе две тенденции: финансовую и производительную. Показано, что преобладание той или иной тенденции зависит от дискурса университета, который выступает как посредник между субъектом знания и дискурсом капитализма. Первая тенденция отражает нежелательные процессы в социальной жизни: общественный интеллект, не будучи привязан к производству, воспроизводит финансовую логику приращения капитала, что свидетельствует о подчинении знания капиталу. Вторая тенденция связана с преобладанием производительной функции и определяется в терминах когнитивного капитализма, где умственный труд, основанный на знании, получает автономию от капитала. Когнитивный капитализм - это такая форма экономики, где знание в качестве производительной силы способно стать основанием для организации интеллектуальных производств, в функционирование которых вовлечены когнитарии - производители, способные создавать инновационные продукты. Поддержание и развитие когнитивного капитализма возможно при правильной организации образования в рамках университета, который, наряду с классической формой подачи знания (hard skills), предоставляет площадку для передачи дополнительных умений (soft skills), а сам выступает как платформа для создания эффективных интеллектуальных производств.
В статье рассматривается проблема подготовки текста научного исследования к публикации в международном журнале и предлагается методика формирования соответствующей компетенции. Исходя из анализа причин отказов международных журна.лов авторам в публикации, подготовка рукописи моделируется как диалог автора с дискурсивным сообществом журнала, выбранным для публикации. Публикационная компетенция означает способность автора сформировать в тексте свою позицию в диалоге с сообществом и описывается через понятие «голос» (М.М. Бахтин). Авторский голос является результатом намеренного позиционирования автора в тексте относительно эпистемологических, дискурсивных и риторических границ сообщества журнала и направлен на преодоление как явных, так и неявных его границ. Разработка структуры публикационной компетенции опирается на концепцию дискурсивного сообщества Дж. Свейлса и модель авторского позиционирования Р. Иванич, которые дорабатываются с использованием модели построения повествовательного текста В. Шмида. Сформировать публикационную компетенцию означает овладеть методикой эпистемологического, дискурсивного и риторического позиционирования в тексте научной статьи, включающей два этапа. Первый - подготовительный - этап требует от автора занять позицию читателя, чтобы определить границы сообщества журнала, выбранного для публикации. На втором этапе автор формирует свою позицию в тексте относительно границ сообщества. В результате позиция автора выстраивается как голос, адресованный сообществу и способный убедить его в значимости результатов исследования. В заключение даются рекомендации по формированию содержания курсов ашдемического письма в публикационных целях (ERPP), направленного на организацию эффективного диалога автора с ашдемическим сообществом журнала на всех этапах работы над рукописью статьи.
ISSN 2072-0459 (Online)