Заочное обучение как образовательный тренд высшей школы
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-128-141
Аннотация
В исследовательской стратегии кейс-стади описываются варианты образовательных и профессиональных траекторий студентов-заочников в сопоставлении с их отношением к заочному обучению, к цели получения высшего образования, к своему профессиональному будущему. Данная исследовательская стратегия позволяет представить заочное обучение как современный образовательный тренд. Определено, что в системе непрерывного образования заочное обучение является (1) инструментом смены профессии, (2) частью продуманной карьерной стратегии, (3) гарантией трудовой занятости, (4) способом легитимации занимаемого профессионального статуса, (5) формой, облегчающей получение диплома о высшем образовании, (6) «образованием впрок», образованием на будущее. Выявлены субъективные смыслы заочного образования в связи с мотивацией, целью обучения, отношением к нему студентов. Для студентов, получающих высшее образование, это «самообразование», для тех, цель которых - диплом, это «формальность». Авторы приходят к выводу, что рассмотрение заочного образования в контексте непрерывности позволяет выявить тенденции индивидуализации и диверсификации (многообразия и вариативности образовательных программ, создания возможностей для выбора). Дана оценка перспектив заочной формы высшего образования с опорой на опыт вынужденного дистанционного обучения (март-июнь 2020).
Об авторах
Н. А. СеливерстоваРоссия
Селиверстова Нина Анатольевна - доктор социологических наук, профессор, SPIN-код: 8134-7636.
111345, Москва, ул. Юности, 5
М. Г. Солнышкина
Россия
Солнышкина Марина Георгиевна - доктор социологических наук, профессор, SPIN-код: 4207-7006.
141982, Московская область, Дубна, ул. Университетская, 19
Список литературы
1. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2019. 96 с. ISBN 978-5-7598-2140-3
2. Чередниченко Г.А. «Заочник» высшей школы: учёба и после выпуска // Социологическая наука и социальная практика. 2019. Т. 7. № 2. С. 46-64. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2019.7.2.6409
3. Бурдье П. Биографическая иллюзия : Пер. c фр. Е. Мещеркиной // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2002. № 1. С. 75-84. URL: https://www.inter-inisc.ru/index.php/inter/article/view/4434/4220 (дата обращения: 22.02.2021).
4. Шюц А. О множественности реальностей : Пер. с англ. А. Корбута // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3. № 2. С. 3-34. URL: https://sociologica.hse.ru/data/2011/03/31/1211857317/321.pdf (дата обращения: 22.02.2021).
5. Рождественская Е.Ю. Биографический метод в социологии. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом ВШЭ, 2012. 381 c. ISBN: 978-5-7598-0960-9
6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 159 с.
7. Солнышкина М.Г. Профессиональные стратегии личности. М. : Маркетинг, 2006. 120 с.
8. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Т.А., Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодёжи: 1998-2008 годы. М. : ЦСП, 2011. 296 с.
9. Мотовилов О.В. Проблемы подготовки кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 2 (198). С. 38-45. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/376/326 (дата обращения: 22.02.2021).
10. Селиверстова Н.А. Имитации в высшей школе: проблема модернизации? // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 3. С. 65-77. DOI: http://dx.doi.Org/l0.17805/zpu.2019.4.5
11. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. «Взросление» студенчества как феномен меняющегося высшего образования // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 38-49. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1008/905 (дата обращения: 22.02.2021).
12. Алешковский И.А, Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении - оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 76-91. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-76-91
13. Баранников К..А, Лешуков О.В., Назайкин-ская О.Л., Суханова Е.А., Фрумин И.Д. Уроки «стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после неё: Аналитический доклад. М. : Минобрнауки России. URL: http://www.tsu.ru/upload/medialibrary/add/uroki-stress_testa-vuzy-v-usloviyakh-pandemii-i-posle-nee.pdf (дата обращения 22.02.2021).