Опубликовать научную статью: диалог автора и журнала
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-151-168
Аннотация
В статье рассматривается проблема подготовки текста научного исследования к публикации в международном журнале и предлагается методика формирования соответствующей компетенции. Исходя из анализа причин отказов международных журна.лов авторам в публикации, подготовка рукописи моделируется как диалог автора с дискурсивным сообществом журнала, выбранным для публикации. Публикационная компетенция означает способность автора сформировать в тексте свою позицию в диалоге с сообществом и описывается через понятие «голос» (М.М. Бахтин). Авторский голос является результатом намеренного позиционирования автора в тексте относительно эпистемологических, дискурсивных и риторических границ сообщества журнала и направлен на преодоление как явных, так и неявных его границ. Разработка структуры публикационной компетенции опирается на концепцию дискурсивного сообщества Дж. Свейлса и модель авторского позиционирования Р. Иванич, которые дорабатываются с использованием модели построения повествовательного текста В. Шмида. Сформировать публикационную компетенцию означает овладеть методикой эпистемологического, дискурсивного и риторического позиционирования в тексте научной статьи, включающей два этапа. Первый - подготовительный - этап требует от автора занять позицию читателя, чтобы определить границы сообщества журнала, выбранного для публикации. На втором этапе автор формирует свою позицию в тексте относительно границ сообщества. В результате позиция автора выстраивается как голос, адресованный сообществу и способный убедить его в значимости результатов исследования. В заключение даются рекомендации по формированию содержания курсов ашдемического письма в публикационных целях (ERPP), направленного на организацию эффективного диалога автора с ашдемическим сообществом журнала на всех этапах работы над рукописью статьи.
Ключевые слова
Об авторе
С. А. ШейпакРоссия
Шейпак Светлана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, SPIN-код: 5891-2184.
117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. АнтоноваН.Л., Сущенко А.Д. Академическая репутация университета как фактор лидерства на глобальном образовательном рынке // Высшее образование в России. 2019. Т. 29. № 6. С. 144-152. DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2020-6-144-152
2. Bocanegra-Valle, A. (2014). ‘English is My Default Academic Language’: Voices from LSP Scholars Publishing in a Multilingual Journal. Journal of English for Academic Purposes. No. 13, pp. 65-77. doi: https://doi.org/10.1016/]'.jeap.2013.10.010
3. Tardy, C. (2004). The Role of English in Scientific Communication: Lingua Franca or Tyrannosaurus Rex? Journal of English for Academic Purposes. Vol. 3, no. 3, pp. 247-269, https://doi.org/10.1016/j.jeap.2003.10.001
4. Tian, M., Su, Y., Ru, X. (2016). Perish or Publish in China: Pressures on Young Chinese Scholars to Publish in Internationally Indexed Journals. Publications. Vol. 4, no. 2. p. 9. doi: https://doi.org/10.3390/publications4020009
5. Куркова Н.А., Шершень Т.В. О принципе добросовестности в научных исследованиях // Методологические проблемы цивилистиче-ских исследований. 2019. № 1. С. 250-268. DOI: 10.33397/2619-0559-2019-1-1-250-268
6. Алавердов А.Р. Публикационная активность преподавателей отечественной высшей школы и резервы её повышения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 23-36. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-23-36
7. Квиек М. Интернационализация академической профессии в Европе: Количественное исследование 11 национальных систем // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 58-87. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-1-58-87
8. Польдин О.В., Матвеева Н.Н., Стерлигов И.А., Юдкевич М.М. Публикационная активность вузов: эффект проекта «5-100» // Вопросы образования. 2017. №. 2. C. 8-35. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2- 10-35
9. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современные российские лингвисты: библиометрический анализ публикационной активности и цити-руемости // Русистика. 2019. № 3. С. 267-275. DOI: http://dx.doi.org/10.22363/2618-8163-2019-17-3-267-275
10. Зятева О.А., Питухин Е.А. Управление научными показателями вуза: анализ публикационной активности // Перспективы науки и образования. 2019. № 4. С. 509-517. DOI: 10.32744/pse.2019.4.39
11. Багдасарьян Н.Г., Сонина Л.А. Мнимые единицы публикационной активности в обществе потребления // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 86-94. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-86-94
12. Casanave, C.P. (2019). Does Writing for Publication Ever Get Easier? Some Reflections from an Experienced Scholar. In: Habibie, P., Hyland K. (Eds). Novice Writers and Scholarly Publication: Authors, Mentors, Gatekeepers. Cham : Palgrave Macmillan, pp. 135-151. ISBN-13: 9783319953328
13. Burrough-Boenisch, J. (2003). Shapers of Published NNS Research Articles. Journal of Second Language Writing. Vol. 12, no. 3, pp. 223-243, doi: 0.1016/S1060-3743(03)00037-7
14. Porter, J.E. (1986). Intertextuality and the Discourse Community. Rhetoric Review. Vol. 5, no. 1, pp. 34-47, doi: https://doi.org/10.1016/]'.jeap.2008.10.007
15. Uzuner, S. (2008). Multilingual Scholars’ Participation in Core/Global Academic Communities: A Literature Review. Journal of English for Academic Purposes. Vol. 7, no. 4, pp. 250-263. doi: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2008.10.007
16. Hyland, K. (2019). Participation in Publishing: The Demoralizing Discourse of Disadvantage. In: Habibie, P., Hyland K. (Eds.). Novice Writers and Scholarly Publication: Authors, Mentors, Gatekeepers. Cham : Palgrave Macmillan, pp. 1334. ISBN-13: 978-3319953328
17. Habibie, P. (2019). To Be Native or not to Be Native: That is not the Question. In: Habibie, P., Hyland K. (Eds.). Novice Writers and Scholarly Publication: Authors, Mentors, Gatekeepers. Cham : Palgrave Macmillan, pp. 35-52. ISBN-13: 978-3319953328
18. Farley, A.F. (2018). NNES RAs: How ELF RAs Inform Literacy Brokers and English for Research Publication Instructors. Journal of English for Academic Purposes. No. 33, pp. 69-81, doi: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2018.02.002
19. Tribble, C. (2019). Expert, Native or Lingua Franca? Paradigm Choices in Novice Academic Writer Support. In: Habibie, P., Hyland K. (Eds.). Novice Writers and Scholarly Publication: Authors, Mentors, Gatekeepers. Cham: Palgrave Macmillan, pp. 53-75. ISBN-13: 978-3319953328
20. Swales, J. (1990). Genre Analysis: English in Academic and Research Settings. Cambridge : Cambridge University Press, 260 p.
21. Fazel, I. (2019). Writing for Publication as a Native Speaker: The Experiences of Two Anglophone Novice Scholars. In: Habibie, P., Hyland K. (Eds). Novice Writers and Scholarly Publication: Authors, Mentors, Gatekeepers. Cham : Palgrave Macmillan, pp. 79-95. ISBN-13: 9783319953328
22. Hymes, D. (1985). Towards Linguistic Competence. Revue de l’AILA: AILA Review. No. 2, pp. 9-23.
23. Gosden, H. (1992). Research Writing and NNSs: From the Editors. Journal of Second Language Writing. Vol. 1, no. 2, pp. 123-139.
24. Cho, S. (2004). Challenges of Entering Discourse Communities through Publishing in English: Perspectives of Nonnative-Speaking Doctoral Students in the United States of America. Journal of Language, Identity, and Education. Vol. 3, no. 1, pp. 47-72. doi: https://doi.org/10.1207/s15327701jlie0301_3
25. Li, Y., Flowerdew, J. (2007). Shaping Chinese Novice Scientists’ Manuscripts for Publication. Journal of Second Language Writing. No. 16, pp. 100-117, doi: https://doi.org/10.1016/j.jslw.2007.05.001
26. McIntosh, K., Connor, U., Gokpinar-Shelton, E. (2017). What Intercultural Rhetoric Can Bring to EAP/ESP Writing Studies in an English as a Lingua Franca World. Journal of English for Academic Purposes. No. 29, pp. 12-20, doi: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2017.09.001
27. Шейпак С.А. Академическое письмо: критика традиционного подхода // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 92-103. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-92-103
28. Gosden, H. (2003). Why not Give us the Full Story? Functions of Referees’ Comments in Peer Reviews of Scientific Research Papers. Journal of English for Academic Purposes. No. 2, pp. 87-101, doi: https://doi.org/l0.1016/S1475-1585(02)00037-1
29. Hyland, K. (2016). Academic Publishing and the Myth of Linguistic Injustice. Journal of Second Language Writing. No. 31, pp. 58-69, doi: https://doi.org/10.1016/j.jslw.2016.01.005.
30. Belcher, D. (2007). Seeking Acceptance in an English-only Research World. Journal of Second Language Writing. Vol. 16, no. 1, pp. 1-22, doi: https://doi.org/10.1016/j.jslw.2006.12.001
31. Hewings, M. (2004). An ‘Important Contribution’ or ‘Tiresome Reading’? A Study of Evaluation in Peer Reviews of Journal Article Submissions. Journal of Applied Linguistics. Vol. 1, no. 3, pp. 247-274, doi: https://doi.org/10.1558/japl.v1.i3.247
32. Willey, I., Tanimoto, K. (2013). ‘Convenience Editors’ as Legitimate Participants in the Practice of Scientific Editing: An Interview Study. Journal of English for Academic Purposes. Vol. 12, no. 1, pp. 23-32, doi: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2012.10.007
33. Halliday, M.A.K., Hasan, R. (1989). Language, Context, and Text: Aspects of Language in a Social-Semiotic Perspective. Oxford : Oxford University Press, 140 p.
34. IvaniC, R. (1998). Writing and Identity: The Discoursal Construction of Identity in Academic Writing. Amsterdam: John Benjamins, 373 p. DOI: https://doi.org/10.1075/swlL5
35. Бахтин М.М. Слово в романе. К вопросам стилистики романа // Бахтин М.М. Собр. соч. М.: Языки славянских культур, 2012. Т. 3: Теория романа 1930-1961 гг. С. 9-179 [Bakhtin, M.M. (2012).
36. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч. М: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. С. 159-206.
37. Swales, J.M. (2004). Research genres: Explorations and Applications. Cambridge: Cambridge University Press, 314 p. Available at: http://as-sets.cambridge.org/97805218/25948/frontmat-ter/9780521825948_frontmatter.pdf (accessed 25.02.2021).
38. Harris, J. (2012). A Teaching Subject: Composition Since 1966. Utah: Logan, 192 p.
39. Ivanic, R., Camps, D. (2001). I am how I sound: Voice as Self-Representation in L2 Writing. Journal of Second Language Writing. Vol. 10, no. 1-2, pp. 3-33, doi: https://doi.org/10.1016/S1060-3743(01)00034-0
40. Kwan, B.S. (2009). Reading in Preparation for Writing a PhD Thesis: Case Studies of Experiences. Journal of English for Academic Purposes. Vol. 8, no. 3, pp. 180-191, doi: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2009.02.001
41. Liu, J. (2004). Co-Constructing Academic Discourse from the Periphery: Chinese Applied Linguists’ Centripetal Participation in Scholarly Publication. Asian Journal of English Language Teaching. No. 14, pp. 1-22. Available at: https://www.airitilibrary.com/Publication/alDetailedMesh?docid=P20180321001-200412-201803230012-201803230012-1-22 (accessed 25.02.2021).
42. Goffman, E. (1959). The Presentation of Self in Everyday life. N.-Y.: Anchor, 272 p.
43. Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008. 304 с. [Schmid, W. (2010). Narratology: An Introduction. De Gruyter, 272 p.].
44. Swales, J. (1993). Discourse Community and the Evaluation of Written Text. Georgetown University Round Table on Languages and Linguistics. In: Alatis, J.E. (Ed.). Georgetown University Round Table on Languages and Linguistics (GURT) 1992: Language, Communication, and Social Meaning. Washington: Georgetown University Press, pp. 316-323.
45. Swales, J.M., Feak, C.B. (2001). Academic Writing for Graduate Students: Essential Tasks and Skills. Ann Arbor, MI : University of Michigan Press, 253 p.