Приоритеты в современной организации университетской науки в свете теории принципала-агента
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-22-35
Аннотация
Статья посвящена изучению сложившегося баланса интересов в сфере организации исследовательской деятельности в российских университетах. В качестве теоретической рамки исследования выступает теория принципала-агента, с позиции которой система управления научными исследованиями рассматривается через отношения между акторами, имеющими разные степени информированности и потенциально действующими в разных интересах. Цель исследования – сопоставление проблем в сфере организации финансирования, цифровизации и научного сотрудничества, которые наиболее важны для агентов, с состоявшимися после широких экспертных обсуждений на уровне принципала стратегическими решениями. Использованы следующие источники: 1) результаты крупнейшего экспертного проекта, реализованного по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ; 2) результаты социологического исследования, проведённого в Уральском федеральном университете; опрашивались учёные и сотрудники, занимающиеся организацией научных исследований. Ограничением исследования стала сложность сопоставления результатов качественного анализа, сделанного принципалом, и количественных оценок, данных агентами, в связи с чем акцент при интерпретации результатов делался не на конкретных количественных оценках агентов, а на сопоставлении приоритетов высказанных агентами проблем и сгенерированных принципалом решений. Результаты анализа показали, что большинство приоритетных задач для агентов в сфере организации финансирования, цифровизации, научного сотрудничества нашли отражение в решениях принципала. Разрывы связаны с отсутствием решений, направленных на интенсификацию исследовательской работы в части мониторинга актуальной научной тематической повестки, и с важностью усиления веса этого критерия при оценке научных проектов. Сокращение выявленных разрывов видится возможным двумя путями: 1) включение в перечень задач, стоящих перед принципалом, разработку агрегаторов, позволяющих учёным при растущих объёмах данных оперативно получать наиболее релевантные результаты; 2) развитие современных аналитических информационно-цифровых механизмов оценки перспективности тематик, создающее условия для их соответствия динамичной мировой исследовательской повестке.
Об авторах
Д. Г. СандлерРоссия
Сандлер Даниил Геннадьевич – канд. экон. наук, первый проректор по экономике и стратегическому развитию, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
В. А. Кокшаров
Россия
Кокшаров Виктор Анатольевич – канд. ист. наук, ректор
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
В. В. Кружаев
Россия
Кружаев Владимир Венедиктович – канд. физ.-мат. наук, первый заместитель проректора по науке
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
А. П. Багирова
Россия
Багирова Анна Петровна – д-р экон. наук, канд. социол. наук, заместитель директора Института экономики и управления по науке и инновациям
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
Список литературы
1. Whitley R., Gläser J., Laudel G. The Impact of Changing Funding and Authority Relation ships on Scientific Innovations // Minerva. 2018. Vol. 56. Issue 1. P. 109–134. DOI: https://doi. org/10.1007/s11024-018-9343-7
2. Franssen T., Scholten W., Hessels L.K., de Ri jcke S. The Drawbacks of Project Funding for Epistemic Innovation: Comparing Institutional Affordances and Constraints of Different Types of Research Funding // Minerva. 2018. Vol. 56. Issue 1. P. 11–33. DOI: 10.1007/s11024-017-9338-9
3. Минашкин В.Г., Самоцветова А.М. Анализ финансирования научной и инновационной деятельности Российской Федерации // Вест ник МНЭПУ. 2014. № 1. С. 306–313.
4. Манахов С.В. Развитие научной деятельности в вузах – новый приоритет государственной научно-технической политики России // Вест ник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2013. № 8. С. 29–36.
5. Гришина О.А., Шибаев С.Р., Стаурская А.А. Факторы устойчивого финансового развития российских университетов // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2018. № 1. С. 25–30.
6. Попов Е.В., Власов М.В. Конкурсное финансирование научных организаций региона // Экономика региона. 2014. № 4. С. 227–237. URL: http://economyofregion.com/ archive/2014/51/2468/pdf/ (дата обращения: 07.03.2021).
7. Лазарев Г.И., Терентьева Т.В. Инновационные подходы к управлению научно-исследовательской деятельностью университета в условиях новой государственной политики // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 10–18. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/ article/view/728 (дата обращения: 07.03.2021).
8. Фадеев А.С., Герди В.Н., Балтян В.К., Фе доров В.Г. Интеграция образования, науки и производства: модель Бауманского уни верситета // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 55–63. URL: https://vovr.elpub. ru/jour/article/view/409 (дата обращения: 07.03.2021).
9. Кокшаров В.А. Изменения организации ис следований, инновационной деятельности и сети высшего образования // Доклад на IV Международном образовательном форуме «Алтай-Азия 2020» (г. Барнаул, 24–26 сен тября 2020 г). URL: https://www.youtube. com/watch?v=sOy6f1qi7cc (дата обращения: 07.03.2021)
10. Кокшаров В.А., Загайнова Е.В. Как меняется управление университетами в период пандемии // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 6–14. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/1193 (дата обращения: 07.03.2021).
11. Терентьев Е.А., Рыбаков Н.В., Бедный Б.И. Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 40–69. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-40-69
12. Braun D., Guston D.H. Principal-agent Theory and Research Policy: An Introduction // Science and Public Policy. 2003. Vol. 30. No. 5. P. 302–308. DOI: https://doi.org/10.3152/147154303781780290
13. Guston D.H. Principal-Agent Theory and the Structure of Science Policy // Science and Pub lic Policy. 1996. Vol. 23. No. 4. P. 229–240. DOI: https://doi.org/10.3152/147154303781780335
14. Van der Meulen B. Science Policies as Principal– Agent Games: Institutionalization and Path Dependency in the Relation between Government and Science // Research Policy. 1998. Vol. 27. No. 4. P. 397–414. DOI: https://doi.org/10.1016/ S0048-7333(98)00049-3
15. Veletanlić E., Sá C. Implementing the Innova tion Agenda: A Study of Change at a Research Funding Agency // Minerva. 2020. Vol. 58. Is sue 2. P. 261–283. DOI: https://doi.org/10.1007/ s11024-020-09396-4
16. Dezhina I.G. Science and innovation policy of the Russian government: A variety of instruments with uncertain outcomes? // Public Administra tion Issues. 2017. Issue 5. P. 7–26. DOI: http:// doi.org/10.17323/1999-5431-2017-0-5-7-26
17. Кашина М.А. Негативные последствия ре формирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее обра зование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 55–70. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020- 29-8-9-55-70
18. Воробьева О.В., Иванникова Е.М., Маландин В.В., Секиринский Д.С., Караваева Е.В., Су лейманова А.И., Телешова И.Г. Лидерство и управление в научно-технологической сфере: модель компетенций // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 26–38. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-8- 9-26-38