Концепция ФГОС ВО четвёртого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-73-85
Аннотация
В рамках деятельности Координационного совета Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» разработаны предложения по реализации комплекса за-дач по развитию высшего образования, поставленных Президентом России. Аргументирована необходимость реализации разных методических и нормативных подходов к разным областям высшего образования. Обоснована концепция ФГОС ВО четвёртого поколения для инженерной области образования. Предложен новый подход к организации приёма в вузы, позволяющий студентам выбирать направление подготовки после окончания второго курса обучения. Представлена инновационная структура перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, обеспечивающая возможность реализации концепции ФГОС ВО четвёртого поколения, а также большую гибкость и укрупнение перечней.
Об авторах
А. И. РудскойРоссия
Рудской Андрей Иванович– академик РАН, д-р техн. наук, проф., ректор
195251, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
А. И. Боровков
Россия
Боровков Алексей Иванович–проректор по перспективным проектам
195251, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
П. И. Романов
Россия
Романов Павел Иванович– д-р техн. наук, проф., директор научно-методического центра
195251, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
Список литературы
1. Алтухов А.И., Сквазников М.А., Шехонин А.А. Особенности разработки ФГОС уровневого и непрерывного высшего образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №3. С. 74–84. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-74-84
2. Чучалин А.И. Модернизация трёхуровневого инженерного образования на основе ФГОС 3++ и CDIO++ // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 22–32.
3. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Общепрофессиональные компетенции современного российского инженера // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 2. С. 5–18.
4. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Анализ отечественного опыта развития инженерного образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1. С. 151–162.
5. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Инженерное образование: опыт и перспективы развития в России. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2018. 224 с.
6. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. Инженерное образование: мировой опыт подготовки интеллектуальной элиты. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 216 с.
7. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 9–22. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28- 2-9-22
8. Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 35–50. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50
9. Лидер А.М., Слесаренко И.В., Соловьев М.А. Приоритетные задачи и опыт инженерно-технической подготовки в университетах России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 73–84. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-73-84
10. Сысоев А.А., Весна Е.Б., Александров Ю.И. О современной модели инженерной под готовки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 94–101. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-94-101
11. Чучалин А.И. Инженерное образование в эпоху индустриальной революции и цифровой экономики // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 47–62. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27- 10-47-62
12. Рудской А.И., Александров А.А., Литвиненко В.С., Боровков А.И., Коршунов С.В., Романов П.И. Инженерное образование: концепция и макет ФГОС ВО четвёртого поколения. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2020. 98 с. (Серия: Инженерное образование). DOI: https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/i20-227