Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Образование без границ: Эразмус глазами участников программ студенческого обмена

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-146-156

Аннотация

Современный образовательный ландшафт претерпевает существенные изменения под воздействием процессов интернационализации и транснационализации. Одной из форм интернационализации высшего образования является студенческая академическая мобильность, которая часто ассоциируется с программой Эразмус, имеющей тридцатилетнюю историю успешной работы в европейском образовательном пространстве. В процесс краткосрочного студенческого обмена вовлечены вузы стран ЕС, а также других стран, включая Россию. Программа Эразмус глубоко и всесторонне изучается в преломлении к участникам из стран Евросоюза, в то время как российский сегмент остаётся своего рода белым пятном. В статье представлены результаты исследования опыта российских студентов, обучавшихся в 2018–2020 гг. в европейских вузах-партнёрах в рамках программы Эразмус, а также российских студентов, проходивших обучение совместно с иностранными коллегами в домашнем вузе. Применение квалитативных методов анализа позволило выяснить, что программа Эразмус исключительно высоко оценивается российскими участниками, поскольку она способствует развитию межкультурной компетенции, профессиональных навыков и стимулирует личностный рост. Занятия, проводимые в базовом вузе совместно с иностранными студентами, воспринимаются российскими студентами как интересные и эффективные, поскольку способствуют совершенствованию компетенции межкультурного общения, повышают мотивацию, дают стимул к саморазвитию и характеризуются благоприятным эмоциональным фоном, что в совокупности позволяет говорить о несомненно позитивном воздействии программы Эразмус на образовательную среду в домашнем вузе.

Об авторе

С. Ю. Павлина
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
Россия

Павлина Светлана Юрьевна – канд. филол. наук, доцент, кафедра теории и практики английского языка и перевода
603155, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а



Список литературы

1. Brooks, R., Fuller, A., Waters, J. (Eds). (2012). Changing Spaces of Education: New Perspectives on the Nature of Learning. Abingdon : Routledge, 282 p.

2. Van Parijs, P. (2000). The Ground Floor of the World: On Socio-Economic Consequences of Linguistic Globalization. International Political Science Review. No. 21, pp. 217-233, doi: https:// doi.org/10.1177%2F0192512100212006

3. Wen Wen, Die Hu (2019). The Emergence of a Regional Education Hub: Rationales of International Students’ Choice of China as the Study Destination. Journal of Studies in International Education. Vol. 23, no. 3, pp. 303-325, doi: htt ps://doi.org/10.1177/1028315318797154

4. Leask, B. (2007). International Teachers and International Learning. In: Jones, E., Brown, S. (Eds.), Internationalising Higher Education. Oxford, UK : Routledge, pp. 119-129.

5. Madge, C., Raghuram, P., Noxolo, P. (2015). Conceptualizing International Education: From International Student to International Study. Progress in Human Geography. Vol. 39, no. 6, pp. 681-701, doi: https://doi.org/10.1177/0309132514526442

6. Montgomery, C. (2009). A Decade of Internationalisation: Has it Influenced Students’ Views of Cross-Cultural Group Work at University Journal of Studies in International Education. Vol. 13, no. 2, pp. 256-270, doi: https:// doi.org/10.1177/1028315308329790

7. Harrison, N., Peacock, N. (2010). Cultural Distance, Mindfulness and Passive Xenophobia: Us ing Integrated Threat Theory to Explore Home Higher Education Students’ Perspectives on “In ternationalisation at Home”. British Educational Research Journal. Vol. 36, no. 6, pp. 877-902, doi: https://doi.org/10.1080/01411920903191047

8. Holloway, S.L., Jöns, H. (2012). Geographies of Education and Learning. Transactions of the Institute of British Geographers. Vol. 37, no. 4, pp. 482-488, doi: https://doi.org/10.1111/j.1475- 5661.2012.00542.x

9. Altbach, P.G., Reisberg, L., Rumbley, L.E. (2009). Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution. Paris: UNESCO. Available at: http://www.cep.edu.rs/public/ Altbach,_Reisberg,_Rumbley_Tracking_an_ Academic_Revolution,_UNESCO_2009.pdf (accessed 15.03.2021).

10. De Wit, H. (2012). Student Mobility between Eu rope and the Rest of the World: Trends, Issues and Challenges. In: Curaj, A., Scott, P., Vlasceanu, L., Wilson, L. (Eds.). European Higher Education at the Crossroads: Between the Bologna Process and National Reforms. Netherlands: Springer, pp. 431-430. ISBN 978-94-007-3937-6

11. Night, J. (2003). Updated Internationalization Definition. International Higher Education. No. 33, pp. 2-3, doi: https://doi.org/10.6017/ ihe.2003.33.7391

12. Night, J. (2004). Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales. Journal of Studies in International Education. Vol. 8, no. 1, pp. 5-31, doi: 10.1177/1028315303260832

13. De Wit, H. (2010). Internationalisation of Higher Education in Europe and Its Assessment, Trends and Issues. The Hague, The Netherlands : The Accreditation Organisation of the Netherlands and Flanders (NVAO).

14. Винсен-Ланкран С. Трансграничное высшее образование: тенденции и перспективы разви тия // Вестник международных организаций. 2010. № 3 (29). С. 86–109.

15. Кашкин С.Ю., Четверикова А.О. Международная образовательная интеграция. Содержание и правовое регулирование. М.: Проспект, 2018. 288 с.

16. Шендерова С.В. Новый формат интернационализации: совместные университеты // Университетское управление: практика и ана лиз. 2016. № 106 (6). С. 78–93, doi: https://doi. org/10.15826/umj.2016.106.062

17. Букрель Н., Творогова С., Шендерова С. Инновации и изменения в транснациональном образовании. Совместные программы между европейскими и российскими вузами. European Union, 2014. 190 c. DOI: 10.2871/94336

18. Спасский Е.Н., Рябкова Е.Л. Факторы и результаты социокультурной адаптации иностранных студентов в вузах города Хабаровска // Власть и управление на Bостоке России. 2019. № 1 (86). С. 156–162. DOI: 10.22394/1818- 4049-2019-86-1-156-162

19. Korhonen, V., Alenius, P. (Eds.) (2018). Internationalisation and Transnationalisation in High er Education. Bern: Peter Lang AG, 314 p., doi: https://doi.org/10.3726/b11212

20. Crowther, P., Joris, M., Otten, M., Nilsson, B., Teekens, H., Wächter, B. (2001). Internationalisation at Home: A Position Paper. Amster dam: EAIE. 46 p.

21. Teichler, U., Janson, K. (2007). The Professional Value of Temporary Study in Another Europe an Country: Employment and Work of Former ERASMUS Students. Journal of Studies in International Education. Vol. 11, no. 3/4, pp. 486-495, doi: 10.1177/1028315307303230

22. Otero, M.S. (2008). The Socio-Economic Back ground of Erasmus Students: A Trend Towards Wider Inclusion? International Review of Education. No. 54, pp. 135-154, doi: https:// doi.org/10.1007/s11159-007-9081-9

23. Parey, M., Waldinger, F. (2010). Studying Abroad and the Effect on International Labour Market Mobility: Evidence from the Introduction of ERASMUS. The Economic Journal. Vol. 121, no. 551, pp. 194-222, doi: https://doi.org/10.1111/ j.1468-0297.2010.02369.x

24. Atalar, A. (2020). Student Exchange: The First Step Toward International Collaboration. In: AI-Youbi, A., Zahed, A., Tierney, W. (Eds). Successful Global Collaborations in Higher Education Institutions. Springer, Cham, pp. 63-71, doi: https://doi.org/10.1007/s10734-019-00493-2

25. Lesjak, M., Juvan, E., Ineson, M., Yap, T., Axelsson, E. (2015). Erasmus Student Motivation: Why and Where to Go? Higher Educa tion. Vol. 70, no. 5, pp. 845-865, doi: 10.1007/ s10734-015-9871-0

26. Balaz, V., Williams, L. (2004). Been There, Done That’: International Student Migration and Human Capital Transfers from the UK to Slovakia. Population Space and Place. Vol. 10, no. 3, pp. 217-237, doi: http://dx.doi.org/10.1002/psp.316

27. Mitchell, K. (2012). Student Mobility and European Identity: Erasmus Study as a Civic Experience? Journal of Contemporary European Research. Vol. 8, no. 4, pp. 490–518. Available at: https://www.jcer.net/index.php/jcer/article/ view/473 (accessed 15.03.2021).

28. Van Mol, C. (2018). Becoming Europeans: The Relationship between Student Exchanges in Higher Education, European Citizenship and a Sense of European Identity, Innovation: The European Journal of Social Science Research. Vol. 31, no. 4, pp. 449-463, doi: https://doi.org/ 10.1080/13511610.2018.1495064


Рецензия

Просмотров: 874


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)