Staff Week как инструмент модернизации подготовки переводчиков в вузе: опыт сотрудничества в Программе Erasmus+
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-4-158-166
Аннотация
Поиск эффективных путей и инструментов подготовки переводчиков в координатах глобального образовательного пространства ведётся на различных уровнях – академическом, уровне профессиональных сообществ, отдельных личностей, поскольку профессия переводчика подразумевает коммуникацию без границ, сетевое взаимодействие и постоянное расширение круга партнёрских отношений. В этой статье анализируется эффективность одного из актуальных инструментов межвузовского сотрудничества в формате стажировок Staff Week, интегрированных в программу академической мобильности Erasmus +, в фокусе её валидности и функциональности в подготовке переводчиков. В исследовании приводится анализ отечественных и зарубежных научных и учебно-методических работ по научному, дидактическому потенциалу программы, представлен обзор актуального состояния дел в сфере межвузовского взаимодействия в рамках Erasmus + на примере российского вуза – Волгоградского государственного университета и германского вуза – Международной высшей школы Института иностранных языков и переводчиков SDI Мюнхен. Данные вузы развивают партнёрские взаимоотношения с 1990-х гг., тем не менее по программе Erasmus сотрудничают с недавнего времени и вполне успешно. Материалом исследования выступает обзор структуры и наполнения стажировок Staff Week преподавателей Волгоградского государственного университета в SDI Мюнхен. Межкультурный компонент взаимодействия эффективно проявляется в оптимизации дидактических моделей в вузе-партнёре, обновлении учебных планов, расширении горизонтов совместных проектов, что, безусловно, способствует повышению качества образовательных услуг в области перевода и образования в целом. Результаты проведённого исследования могут быть полезны в организации учебного процесса в вузовских образовательных программах по направлениям подготовки специалистов в области перевода, межкультурной коммуникации.
Об авторах
В. А. МитягинаРоссия
Митягина Вера Александровна – д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой
400062, г. Волгоград, Университетский проспект, 100
Э. Ю. Новикова
Россия
Новикова Элина Юрьевна – д-р филол. наук, доцент
400062, г. Волгоград, Университетский проспект, 100
Катарина Венцль
Германия
Венцль Катарина – д-р, проф., зав. русским отделением,
81379 Мюнхен, Байербруннерштрассе, 28
Список литературы
1. Knight J. Doubts and Dilemmas with Double Degree Programs // Globalisation and Inter nationalisation of Higher Education [online monograph]. Revista de Universidad y Sociedad del Conocimiento (RUSC). 2011. Vol. 8. No. 2. Р. 297–312. DOI: http://dx.doi.org/10.7238/rusc. v8i2.1067
2. Трегубова Т.М. Проекты международного сотрудничества, обеспечивающие интеграцию российской профессиональной школы в мировое образовательное сообщество // Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе: Материалы VIII между народной научно-практической конференции (12 апреля 2018 г.). М.: Институт мировых цивилизаций, 2018. С. 327–330.
3. Новикова Э.Ю., Митягина В.А., Вальтер Ш. Межвузовское международное сотрудничество: проектная деятельность в подготовке переводчиков // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 75–85. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-75-85
4. Беленов О.Н. Международная активность как приоритетное направление деятельности вуза // Высшее образование в России. 2016. № 5 (201). С. 132–137.
5. Беленов О.Н. Интернационализация российских вузов: поиск общих решений // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 7–12.
6. Акульшина А.В., Ушкова Н.Н. Вклад международных проектов в модернизацию высшего образования в России: опыт Воронежского государственного университета // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2019. № 4. С. 95–98.
7. Акульшина А.В., Завьялова Л.А. Интернационализация высшего образования: международные векторы стратегии развития университета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8-9. С. 117–125. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-117-125
8. Згурская Н.А. Российско-европейское сотрудничество в рамках программы Еrasmus+ // Будущее Европы: глобальные вызовы и возможные ответы / Отв. ред. Л.О. Бабынина. М. : Ин-т Европы РАН, 2018. C. 79–85.
9. Микова И.М. Программа академической мобильности «Эразмус+» для профессор ско-преподавательского состава и студен тов // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества : Матери алы ХI Междунар. науч.-практ. конф., 10– 12 октября 2019 г. / Отв. ред. Л.А. Байкова; Ряз. гос.ун-т им. С. А. Есенина, Рязань, 2019. С. 85–88.
10. Шевченко В.В. Подготовка студентов и пре подавателей вуза для участия в программах академической мобильности // Инновационные технологии и подходы в межкультурной коммуникации, лингвистике и лингводидактике : Cб. науч. трудов по материалам международной научной конференции, Бар наул, 18–20 октября 2018 г. / Алтайский гос. пед. ун-т; под ред. И.Ю. Колесова. Барнаул: АлтГПУ, 2018. С. 361–365.
11. Бука С.А., Баврина Л.М. Участие в программе Эразмус+ студентов-магистрантов: возможности, проблемы и прогностические параметры // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. № 3. С. 471–481. URL: https://readera.org/140224521 (дата обращения: 15.03.2021).
12. Forstner M. Was ist und zu welchem Zweck brauchen wir eine Translationsgeographie? // CUITI FORUM 2010: Global Governance and Intercultural Dialogue: Translation und Interpreting in a New Geopolitical Settings / Forstner M., Lee-Jahke H. (Eds.). Bern: Petr Lang, 2011. P. 347–402.
13. Гарбовский Н.К., Костикова О.И. Сетевое взаимодействие в переводческой деятельности // Вестник Московского университета. Серия 22: Теория перевода. 2015. № 3. С. 3–21.
14. Шамне Н.Л., Митягина В.А. Зарубежные партнёры: вчера, сегодня, всегда // Вестник ВолГУ. Серия 6. Университетское образование. 2005. № 8. С. 21–27.
15. Drevs D., Chikov M. Mehr Verantwortungsge fühl und Fokussierung: Ferndolmetschen im Un terricht // Fachzeitschrift MDÜ. Ausgabe 5 „Geschäftsmodelle auf dem Prüfstand“. 2019. S. 42–45.