Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Подготовка педагогических кадров к реализации предметно-языкового интегрированного обучения в вузе

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-21-31

Аннотация

 Одним из относительно новых подходов к обучению студентов неязыковых направлений подготовки и специальностей иностранному языку и профильной  специальности выступает предметно-языковое  интегрированное обучение. Уникальность подхода заключается в том, что в ходе одного интегрированного  курса студенты овладевают одновременно и  профессиональным иностранным языком, и профильной  дисциплиной или специальностью. Однако реализация  данного подхода на практике требует сформированности у преподавателя интегрированного курса ряда  профессиональных компетенций: иноязычной коммуникативной компетенции, компетенции в сфере  профильной специальности, компетенции в методике  обучения иностранному языку и профильной  специальности. В данной работе представлен опыт Тамбовского государственного университета имени Г.Р.  Державина по разработке программы кадрового резерва,  направленной на подготовку преподавателей  интегрированных курсов.  

Об авторе

П. В. Сысоев
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина; Московский государственный педагогический университет
Россия

 д-р пед. наук, проф.

392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33

119991, Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1



Список литературы

1. Marsh D. Bilingual education and content and language integrated learning. Paris : University of Sorbonne, 1994.

2. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes. Cambridge : Cambridge University Press, 1987. 183 p.

3. Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Халяпина Л.П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным

4. языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. № 39. С. 116–134. DOI: 10.17223/19996195/39/8

5. Попова Н.В., Коган М.С., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 29–42. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-29-42

6. Халяпина Л.П. Современные тенденции в обучении иностранным языкам на основе идей предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 20. С. 46–52. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.20.5

7. Сысоев П.В. Дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению в России // Язык и культура. 2019. № 48. С. 349–371. DOI: 10. 17223/19996195/48/22

8. Сысоев П.В., Завьялов В.В. Особенности отбора содержания обучения письменной речи студентов направления подготовки «Юриспруденция» // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 62–72.

9. Sysoyev P.V., Zavyalov V.V. Teaching English as a Foreign Language to Law Students based on Content and Language Integrated Learning Approach // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. №. 907. P. 237-244. DOI: 10.1007/978-3-030-11473-2_26

10. Соломатина А.Г. Обучение иностранному языку для профессиональных целей на основе модели интегрированного предметно-языкового обучения в аграрном вузе // Вестник

11. Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 173. С. 49–57. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-173-49-57

12. Капранчикова К.В., Завгородняя Е.Л., Белянский Р.Г. Разработка учебного курса профессионального иностранного языка в аграрном вузе на основе модели интегрированного

13. предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 185. С. 83–93. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-25-185-83-93

14. Токмакова Т.Ю. Предметное содержание обучения английскому языку студентов направления подготовки «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 35–44. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-183-35-44

15. Байдикова Т.В. Предметное содержание обучения иностранному языку в профессиональной сфере студентов направления подготовки «Агроинженерия» на основе интегрированного предметно-языкового обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 184. С. 65–74. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-25-184-65-74

16. Сысоев П.В. Этапы разработки учебных материалов для предметно-языкового интегрированного обучения // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 3. С. 169–178.

17. Сысоев П.В., Амерханова О.О. Обучение письменному научному дискурсу аспирантов на основе тандем-метода // Язык и культура. 2016. № 36.С. 149–169. DOI: 10.17223/19996195/36/12

18. Сысоев П.В., Амерханова О.О. Влияние тандем-метода на овладение аспирантами иноязычным письменным научным дискурсом // Язык и культура. 2017. № 40. С. 276–288. DOI: 10.17223/19996195/40/20

19. Чучалин А.И., Велединская С.Б., Ройз Ш.С. Организация совместной работы преподавателей университета по обучению студентов профессиональному иностранному языку // Прикладная филология и инженерное образование: Сб. научных трудов IV Международной научно-практической конференции / Под ред. И.А. Черемисиной. Томск, ТПУ, 7–10 февраля 2006 г. Томск : ТПУ, 2006. С. 3–9.

20. Попова Н.В., Алмазова Н.И., Евтушенко Т.Г., Зиновьева О.В. Опыт внутривузовского сотрудничества в процессе создания профессионально-ориентированных учебников по иностранному языку // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 32– 42. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-7-32-42

21. Common European framework of reference for languages: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge : Cambridge University Press, 2001. 273 p.

22. Van Ek J.A., Trim J.L.M. Vantage. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 187 p. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511667114

23. Сысоев П.В., Поляков О.Г., Завьялов В.В. Программа «Преподаватель высшего образования и дополнительного профессионального образования по направлению «Преподаватель иностранного языка в высшем учебном заведении». Тамбов : Державинский, 2020. 111 с.


Рецензия

Просмотров: 1071


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)