НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена пилотной реализации программ повышения квалификации научно-педагогических работников вузов, осуществляющих подготовку профессионалов для IT-индустрии, в Международном научно-методическом центре математики, информатики и цифровых технологий Томского государственного университета. Центр создан в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Представлена структура образовательных программ по трекам обучения: исследования и разработки, передовые образовательные технологии и образовательные программы нового поколения в IT-области. Описана организация и приведены результаты онлайн-обучения свыше 1000 слушателей из более, чем 100 вузов в течение четырёх месяцев во второй половине 2020 г.
Одним из относительно новых подходов к обучению студентов неязыковых направлений подготовки и специальностей иностранному языку и профильной специальности выступает предметно-языковое интегрированное обучение. Уникальность подхода заключается в том, что в ходе одного интегрированного курса студенты овладевают одновременно и профессиональным иностранным языком, и профильной дисциплиной или специальностью. Однако реализация данного подхода на практике требует сформированности у преподавателя интегрированного курса ряда профессиональных компетенций: иноязычной коммуникативной компетенции, компетенции в сфере профильной специальности, компетенции в методике обучения иностранному языку и профильной специальности. В данной работе представлен опыт Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина по разработке программы кадрового резерва, направленной на подготовку преподавателей интегрированных курсов.
Целью данной работы является обсуждение актуальных проблем педагогики, которые должны быть представлены в учебно-тематических планах программ повышения квалификации преподавателей. Согласно материалам современных отечественных и зарубежных исследований эти проблемы сосредоточены в таких областях, как развитие образования во взаимосвязи с формированием учебной и педагогической деятельности, которые целесообразно системно обсуждать на курсах повышения квалификации, формулируя соответствующие научно-практические рекомендации.
Выделены следующие области исследований: 1) особенности современного учебного процесса, 2) студент как субъект учебной деятельности, 3) преподаватель как субъект педагогической деятельности. Студент как субъект учебной деятельности характеризуется не только по критериям его познавательного и мотивационного развития, но и в контексте рисков снижения психического здоровья при наличии опасных факторов жизнедеятельности в информационном пространстве. Важным аспектом понимания современного студента является анализ его ценностных ориентаций для оказания на него своевременного воспитательного воздействия в ходе образовательного процесса. Преподаватель как субъект педагогической деятельности изучается с точки зрения его профессиональной успешности, рассматриваются такие факторы профессионализации, как мотивация, педагогическое общение, стрессоустойчивость в различных условиях труда.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Пандемический период выявил недостатки дистанционного обучения, не позволяющие использовать его в качестве базовой формы обучения по основным образовательным программам. Наиболее перспективной формой организации образовательного процесса в условиях его цифровой трансформации видится смешанное обучение, предполагающее чередование онлайн- и очного форматов обучения. Предметом рассмотрения данной статьи выступают педагогические аспекты смешанного обучения, связанные с организацией процесса смешанного обучения в образовательном учреждении и его реализацией в совместной деятельности педагога и обучающихся. Проведён анализ существующих подходов к выделению и классификации моделей смешанного обучения. Обоснован авторский подход к типологии моделей смешанного обучения, которые могут быть реализованы на различных уровнях: учебного плана, учебного предмета, раздела или темы (в рамках учебного предмета), учебного занятия, внеаудиторной технологии обучения. Предложенная типология основана на совместной работе сети экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по направлению «Цифровая дидактика». Показана связь предложенной типологии организационно-дидактических моделей смешанного обучения с другими типологиями и отдельными моделями, представленными в зарубежных и отечественных публикациях.
Innovation is the main source to remain competitive in today’s environment. As well as other employees, the lecturer is also required to do innovative teaching. But, encouraging lecturers’ willingness to do innovative teaching is challenging due to the dual roles as teachers and researchers. This study explores the predictor of innovative teaching by applying the job-demands resources model as a theoretical anchor. This research used the online questionnaire to collect the data from 233 samples taken randomly from nineteen universities in Indonesia. This study uses structural equation modeling (SEM) to examine the research model. The result indicated that teacher-researcher role conflict negatively predicted the innovative teaching of the lecturer. Besides, occupational well-being plays a mediating variable to explain the influence of teacher-researcher role conflict on innovative teaching. This study provides critical insight into the related stakeholders, such as the universities and related ministry, regarding the negative predictor of innovative teaching. They should discover approaches to reduce the negative effect of teacher-researcher conflict on the innovation behavior of lecturer teaching activity. The universities and related ministries have to ease the issue regarding job role conflict.
Стимулом развития практико-центрированного образования (PСL, practice-centered learning) выступают потребности широко понимаемой социальной практики, оформленные как запрос экономической сферы в квалифицированных кадрах определённого уровня и профиля квалификации. Сегодня работодатели справедливо ожидают от образовательных организаций не просто выпускников, знакомых с той или иной отраслью, имеющих хорошую теоретическую подготовку, а сотрудников, которые с первых рабочих дней будут выполнять поставленные профессиональные задачи и приносить необходимый результат – производственный, проектный или организационный. Поэтому образовательный процесс в высшей школе должен быть организован так, чтобы были созданы условия для выполнения студентами определённых видов работ (профессиональных проб), связанных с будущей профессиональной деятельностью, сформированы и закреплены практические навыки и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы. Пробную профессионально ориентированную деятельность студентов необходимо рассматривать как вид учебно-трудовой активности, целью которой является профессиональное развитие личности в результате получения опыта использования средств и методов профессиональной деятельности в социальной среде. Основой подобного образовательного процесса служит практико-центрированное обучение. В статье рассмотрены существующие модели практико-центрированного обучения (дуальное образование, сэндвич-курсы, социальное партнёрство «вуз – предприятие», обучение в волонтёрстве, проектно-организованное обучение) в высшей школе отечественных и зарубежных вузов, приведены их достоинства и возможные риски.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В обзорной статье даётся обобщение результатов зарубежных и отечественных исследований места и роли имитаций в современном высшем образовании, а также осмысления их причин и последствий. Первый раздел посвящён результатам анализа имитаций в сфере университетского менеджмента, вызванных бюрократизацией системы управления высшим образованием и критическими разрывами между его стратегическими задачами и ресурсными дефицитами. Во втором разделе рассматриваются исследования стратегий научно-педагогического сообщества, имеющих вынужденный имитационный характер. Третий раздел содержит обобщение опыта изучения имитационных практик студентов в широком спектре – от академического мошенничества до потребления образовательных символов. Сквозными линиями анализа результатов исследований проблемы выступают имитации в образовательной и научной деятельности вузов, а также в «зонах» взаимодействий образовательных общностей, в которых они носят взаимно обусловленный характер.
В статье проведено сопоставление мер поддержки женщин – преподавателей университетов в Великобритании, Германии и России с гендерной статистикой OECD. Выявлена неоднозначная корреляция: чем шире меры поддержки женщин – преподавателей вузов, тем ниже их доля в сфере высшего образования. Цель работы – выявление причины подобной взаимосвязи. В рамках гипотезы выдвинут тезис: высокая конкуренция внутри высшего образования влияет на снижение доли женщин-преподавателей и вынуждает государства вводить широкий набор инструментов поддержки для достижения гендерного баланса. Сравнение статистики сферы высшего образования в исследуемых странах: расходы на НИОКР в сфере высшего образования и условия труда преподавателей (средняя зарплата, мобильность, специфика контрактов, отработанные часы, возможность карьерного роста) – позволило выявить уровень гендерной конкуренции в университетах. Полученные результаты подтвердили гипотезу о прямом влиянии уровня конкуренции на долю женщин-преподавателей в высшей школе. В заключение рассмотрена актуальность опыта европейских стран по выстраиванию гендерного баланса среди преподавателей университетов для России. Сделан вывод, что доминирующая доля женщин – преподавателей университетов в нашей стране не является достаточным основанием для отказа от изучения зарубежного опыта. Напротив, меры, предпринятые Правительством и Минобрнауки России в последние годы, в случае успешной реализации значительно увеличат уровень конкуренции в сфере отечественного высшего образования, и вопрос гендерного баланса станет актуальным. С целью не допустить возможного разрыва поколений среди женщин –преподавателей университетов и предотвратить обострение проблем гендерного баланса в дальнейшем, необходимо изучать и адаптировать зарубежный опыт.
Вызовы, связанные с пандемией COVID-19, требуют структурного анализа и социокультурного осмысления, которое имеет и ещё будет иметь многоаспектный и системный характер. Все элементы социальной системы вынуждены были функционировать в стрессовом режиме, в отсутствие каких-либо базовых шаблонов и отработанных путей решения возникающих проблем. Общая неопределённость организации жизни общества и
вынужденные, порой весьма спорные шаги, предпринимаемые на разных уровнях управления, вызвали поляризацию мнений относительно функционирования всех социальных институтов. Особое давление испытывал институт образования, так как именно образование во многом отвечает за стабильность и устойчивость социальной системы.
В этой связи важным и значимым было всестороннее изучение проблем и ограничений, связанных с функционированием системы высшего образования России в период пандемии, а также анализ изменения тональности и настроя как со стороны общественности, так и со стороны преподавательского корпуса – как ответ на переход на новые формы работы вузов.
Статья подготовлена по материалам двух этапов социологического исследования «Мнение преподавателей вузов России о дистанционном обучении в период пандемии», проведённого в мае–июне и декабре 2020 г. Объём выборочных совокупностей составил на первом этапе 3431 человек, на втором – 6006 человек. Анализ данных исследования охватывает следующие направления: организационные проблемы перехода на дистанционное обучение; используемые ресурсы, организация лекционных и семинарских занятий, оценка положительных и отрицательных сторон удалённого обучения; перспективы, ограничения и траектории реализации дистанционного обучения в вузах России, а также блок социальных проблем, связанных с изучением социального самочувствия и оценкой возможных изменений в жизни и карьере преподавателей.
Данные исследования сопоставляются с данными аналогичных работ российских и зарубежных аналитиков. На основе проделанного анализа и полученных выводов авторами предлагаются практические шаги по оптимизации работы системы высшей школы в стрессовых ситуациях, по использованию дистанционных технологий в организации обучения, рассматриваются возможные формы сочетания дистанционного и очного обучения, а также предлагаются рекомендации по изменению тональности восприятия неизбежных информационно-коммуникационных трансформаций со стороны преподавателей.
Исследование выполнено в рамках Программы развития Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Математические методы анализа сложных систем».
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Распространённое в мире представление о японском экономическом чуде редко увязывают с экологическим кризисом в этой стране, ставшим своего рода платой за это «чудо». Не менее интересен вопрос о другом японском чуде – экологическом, превратившем страну в регион гармонии человека и природы. Этот уникальный феномен принято связывать с традициями синтоизма, но это только часть национальных реалий. Другая их часть, до сих пор мало известная за рубежами самой этой страны, связана с благотворными последствиями экокультурной революции последних десятилетий, важнейшим компонентом которой стало развитие экологического образования. В статье представлены результаты исследования высшего экологического образования в Японии как относительно нового явления для университетов этой страны, приобретшего общенациональные масштабы и ставшего важнейшим звеном государственной экологической политики. Именно в этом и состоит миссия экологического образования – быть важнейшим инструментом обеспечения экологической культуры профессионалов сферы природопользования и всего населения страны в целом. Эмпирической базой исследования послужили тематические публикации на японском, английском и русском языках, материалы целевого анкетирования и интервьюирования преподавателей японских вузов в рамках проекта Русского географического общества, а также разнообразный опыт контактов с сотрудниками и студентами университетов Японии на протяжении последних 10 лет. Целью отражённого в настоящей статье исследования стало выявление особенностей истории формирования и специфики современного этапа развития высшего экологического образования в Японии как условия формирования экологической культуры и как фактора национальной экологической политики. Важнейшими из таких особенностей являются: формирование в стране всеобщего экологического образования; системная экологизация высшего образования; его формирование на основе синтеза национальных культурных традиций и научно обоснованных новаций; создание привлекательного имиджа экологических специальностей; использование экологического образования в качестве платформы парадигмы образования для устойчивого развития. Выявленные особенности убеждают в том, что японское общество осознаёт высокую цену экологических издержек, рассматривая при этом экологическое образование как решающий фактор их оптимизации. В связи с этим оригинальная японская практика высшего экологического образования представляет несомненный интерес и для других стран мира, не исключая и России.
В статье представлен анализ эволюции системы высшего образования Туркменистана. Целью исследования является оценка перспектив экспорта российского высшего образования в Туркменистан с учётом особенностей туркменской системы высшего образования и наиболее существенных трендов, влияющих на её развитие. На основе модели координации и концепции интернационализации образования оценена роль государства и степень влияния мировых трендов на трансформацию системы высшего образования страны с 1991 г. до настоящего времени. Поскольку сегодня руководство Туркменистана, как и многих других стран, ставит амбициозные задачи по повышению узнаваемости национального высшего образования в мире, в статье сопоставлена степень внутренней и внешней интернационализации. Принимая во внимание особенности национальной экономики и политической системы, а также баланс сил в Центральной Азии, автор предпринимает попытку составить сценарии развития системы высшего образования Туркменистана. В результате сделан вывод, что в настоящее время существует немалый потенциал для наращивания экспорта образовательных услуг российских вузов в Туркменистан, однако для этого им необходимо учитывать специфику страны и выстраивать методы работы с туркменскими абитуриентами соответствующим образом.
АКТУЛЬНАЯ ТЕМА
Статья посвящена анализу результатов реализации программы повышения квалификации для преподавателей «Цифровая педагогика современного университета», организованной философским факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова и охватившей преподавателей 15 факультетов университета. В рамках программы организаторы рассматривали как методологические вопросы создания курсов, так и актуальные тренды развития образования, психологические аспекты сетевых коммуникаций в условиях дистанционных форматов образования и многое другое. Акцент был сделан на осмыслении и открытом обсуждении педагогами процессов трансформации образования, появления таких новых форматов, как методика перевёрнутого класса, микро/макрообучение, геймификация, пиринговое обучение, обучение на протяжении всей жизни. Проведённый опрос по итогам реализации программы показал, что влияние опыта дистанционного преподавания – комплексное явление, не ограничивающееся только негативными сторонами. Алгоритмизированное принятие решений не может и не должно вытеснить личный выбор, который в первую очередь осуществляет преподаватель как субъект образования, формулирующий педагогические цели и определяющий пути их достижения. Обсуждение результатов программы может послужить материалом для дальнейшего осмысления путей трансформации высшего образования в России.
ISSN 2072-0459 (Online)