Практико-центрированное обучение в высшей школе
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-75-87
Аннотация
Стимулом развития практико-центрированного образования (PСL, practice-centered learning) выступают потребности широко понимаемой социальной практики, оформленные как запрос экономической сферы в квалифицированных кадрах определённого уровня и профиля квалификации. Сегодня работодатели справедливо ожидают от образовательных организаций не просто выпускников, знакомых с той или иной отраслью, имеющих хорошую теоретическую подготовку, а сотрудников, которые с первых рабочих дней будут выполнять поставленные профессиональные задачи и приносить необходимый результат – производственный, проектный или организационный. Поэтому образовательный процесс в высшей школе должен быть организован так, чтобы были созданы условия для выполнения студентами определённых видов работ (профессиональных проб), связанных с будущей профессиональной деятельностью, сформированы и закреплены практические навыки и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы. Пробную профессионально ориентированную деятельность студентов необходимо рассматривать как вид учебно-трудовой активности, целью которой является профессиональное развитие личности в результате получения опыта использования средств и методов профессиональной деятельности в социальной среде. Основой подобного образовательного процесса служит практико-центрированное обучение. В статье рассмотрены существующие модели практико-центрированного обучения (дуальное образование, сэндвич-курсы, социальное партнёрство «вуз – предприятие», обучение в волонтёрстве, проектно-организованное обучение) в высшей школе отечественных и зарубежных вузов, приведены их достоинства и возможные риски.
Об авторе
В. А. СтародубцевРоссия
д-р пед. наук, проф., учебно-научный центр «Организация
и технологии высшего профессионального образования»
634050, г. Томск, пр. Ленина, 30
Список литературы
1. Родионов П.В. Добровольческая общественная организация как место профессиональных проб студентов бакалавриата: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2020. 174 с.
2. Шагеева Ф.Т., Мищенко Е.С., Чернышов Н.Г., Нургалиева К.Е., Туреханова К.М., Омиржанов Е.Т. Международный проект ENTER: новый подход к педагогической подготовке преподавателей инженерных дисциплин // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 65–74. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-65-74
3. Светинская А.Т. Сущность кооперативного обучения в трактовке современных американских педагогов // KANT. 2017. № 1(22). С. 60–63.
4. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32–37.
5. Дьюи Д. Школа и общество. URL: http://narodnoe.org/old/Classics/Dewey/_02_Dewey_J_The_School_and_Society.htm (дата обращения 13.04.2021).
6. McLeod S. Kolb’s Learning Styles and Experiential Learning Cycle. URL: https://www.simplypsychology.org/learning-kolb.html (дата обращения 13.04.2021).
7. Bandura A.Social Learning Theory. URL: http://www.instructionaldesign.org/theories/sociallearning.html (дата обращения 13.04.2021).
8. Tchoshanov M. (2013). Engineering of Learning: Conceptualizing e-Didactics. Moscow: UNESCO IITE. 192 p.
9. de Graaf Е., Kolmos А. Characteristics of Problem-Based Learning // Int. J. Engng Ed. 2003. Vol. 19. No. 5. Р. 657–662.
10. Das S., Hanifin L.E., Newell S. (2010). A New Responsive Model for Educational Programs for Industry: The University of Detroit Mercy Advanced Electric Vehicle Graduate Certificate Program // SAE International Journal of Passenger Cars – Electronic and Electrical Systems. Vol. 3. Issue 2. Р. 10–18. DOI: https://doi:10.4271/2010-01-2303
11. Фадеев А.С., Герди В.Н., Балтян В.К., Федоров В.Г. Интеграция образования, науки и производства: от базиса к реалиям // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 55–63.
12. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Бугаенко О.Д. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 9–21. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21
13. Raatikainen E. Learning through Service and Volunteerism: The Pedagogical Model in Higher Education in Finland in Degree Program in Social Services // Journal of Educational Research. 2019. Vol. 4. No. 6. P. 17–31. URL: http://www.ijrdo.org/index.php/er/article/view/2961 (дата обращения 13.04.2021).
14. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Волонтёрские сообщества – школа профессиональных проб студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 86–92.
15. Мазниченко М.А., Папазян Г.С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 2. С. 103–112.
16. Kurt S. Problem-Based Learning (PBL) // Educational Technology. 2020. URL: https://educationaltechnology.net/problem-based-learningpbl/ (дата обращения 25.02.2021).
17. Field S. PBL Strategy Guides: Tips for Remote & Hybrid Learning. URL: https://www.pblworks. org/blog/pbl-strategy-guides-tips-remote-hybrid-learning (дата обращения 25.02.2021).