Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Имитации в высшем образовании как социальная проблема

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-88-106

Аннотация

 В обзорной статье даётся обобщение результатов зарубежных и отечественных исследований места и роли имитаций в современном высшем образовании, а также осмысления их причин и последствий. Первый раздел посвящён результатам анализа имитаций в сфере университетского менеджмента, вызванных бюрократизацией системы управления высшим образованием и критическими разрывами между его стратегическими задачами и ресурсными дефицитами. Во втором разделе рассматриваются исследования стратегий научно-педагогического сообщества, имеющих вынужденный имитационный характер. Третий раздел содержит обобщение опыта изучения имитационных практик студентов в широком спектре – от академического мошенничества до потребления  образовательных символов. Сквозными линиями анализа  результатов исследований проблемы выступают имитации в  образовательной и научной деятельности вузов, а также в  «зонах» взаимодействий образовательных общностей, в которых они носят взаимно обусловленный характер. 

Об авторах

П. А. Амбарова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

 д-р социол. наук, проф.

 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 



Г. Е. Зборовский
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

 д-р филос. наук, профессор-исследователь

 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 



Список литературы

1. Колесникова И.А. Академический гострайтинг – рынок имитации научно-образовательной активности // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 2 (18). С. 1–22. DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3509

2. Левин В.И. Плагиат, его сущность и борьба с ним // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1 (219). С. 143–150.

3. Бабинцев В.П., Серкина Я.И. Имитации в системе высшего образования России // Инноватика и экспертиза. 2019. Вып. 2 (27). С. 21–27. DOI: 10.35264/1996-2274-2019-2-21-27

4. Шалюгина Т.А. Имитация в обществе как предмет социально-философского анализа // Теория и практика общественного развития. 2011. Вып. 8. С. 33–35.

5. Babintsev V.P., Sapryka V.A. et al. (2016). Reform of Higher Education in Russia: Habitus Conflict // European Journal of Contemporary Education. 2016. Vol. 17. No. 3. P. 284–294. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.284

6. Красинская Л.Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация… что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73–82.

7. Трубникова Е.И. «Красные ленты» в сфере науки и образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1. С. 108–121.

8. Jemielniak D., Greenwood D.J. Wake Up or Perish: Neo- Liberalism, the Social Sciences, and Salvaging the Public University // Cultural studies – Critical Methodologies. 2015. Vol. 15. No. 1. P. 72–82. DOI: 10.1177/1532708613516430

9. Вольчик В.В., Филоненко Ю.В., Аверкиева Е.С., Ширяев И.М. Бюрократизация и адаптивное поведение в сфере высшего образования // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2016. Vol. 7. № 4. С. 57–71. DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.3.057-071

10. Contreras A.P. Everyday university politics in the Philippines: a tale of two universities // Philippine Political Science Journal. 2013. Vol. 34. No. 2. P. 170–187. DOI: 10.1080/01154451.2013.851490

11. Hall H. The marketisation of higher education: symptoms, controversies, trends // Ekonomia i Prawo. Economics and Law. 2018. Vol. 17. No. 1. P. 33–42. DOI: 10.12775/EiP.2018.003

12. Serkina Ya., Loginova A. Administrative management of universities: background and consequences // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8. No. 22. P. 673–683. URL: https://amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/article/view/818 (дата обращения: 15.04.2021).

13. Donatiello D., Gherardini A. All that Glitters is Not Gold: The Surrogate Use of University Spin-Offs. Insights from Italy // Higher Education Policy. 2019. Vol. 32. No. 2. P. 203–226. DOI: 10.1057/s41307-017-0079-z

14. Stensaker B., Lee J.J., Rhoades, G., Ghosh, S. et al. Stratified University Strategies: The Shaping of Institutional Legitimacy in a Global Perspective // Journal of Higher Education. 2019. Vol. 90. No. 4. P. 539–562. DOI: 10.1080/00221546.2018.1513306

15. Трубникова Е.И. Проект 5-100: взгляд через призму теории институциональной коррупции // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 72–91. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-2-72-91

16. Lumby J. Leadership and power in higher education // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 44. No. 9. P. 1619–1629. DOI: 10.1080/03075079.2018.1458221

17. O’Connor P., Martin P.Y., Carvalho, N. et al. Leadership practices by senior position holders in Higher Educational Research Institutes: Stealth power in action? // Leadership. 2019. Vol. 15. No. 6. P. 722–743. DOI: 10.1177/1742715019853200

18. Toth J. Simulacrative Signification and Simulacrative Scenes – Analysis of a Deviant Publication Practice // Informacios Tarsadalom. 2014. Vol. 14. No. 2. P. 24–44.

19. Onder C., Erdil S.E. Opportunities and opportunism: Publication outlet selection under pressure to increase research productivity // Research Evaluation. 2017. Vol. 26. No. 2. P. 66–77. DOI: 10.1093/reseval/rvx006

20. Shoaib S., Mujtaba B.G. Perverse Incentives and Peccable Behavior in Professionals – A Qualitative Study of the Faculty // Public Organization Review. 2018. Vol. 18. P. 441–459. DOI: https://doi.org/10.1007/s11115-017-0386-2

21. Lopez-Cozar E.D., Robinson-Garcia N., Torres-Salinas, D. The Google Scholar Experiment: How to Index False Papers and Manipulate Bibliometric Indicators // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2014. Vol. 65. No. 3. P. 446–454. DOI: 10.1002/asi.23056

22. Orduna-Malea E., Martin-Martin A., Lopez-Cozar E.D. Metrics in academic profiles: a new addictive game for researchers? // Revista Española de Salud Pública. 2016. Vol. 90. Article number e1-5.

23. Stanciu R., David A.-E. Marginal Thinking Knowledge and Communication in the Postmodern Era // Postmodern Openings. 2020. Vol. 11. No. 2. P. 256–266. DOI: 10.18662/po/11.2/173

24. Denisova-Schmidt E., Leontyeva E. The Unified State Exam in Russia // Corruption in higher education: global challenges and responses. Leiden : Brill/Sense, 2020. P. 162–166. DOI: 10.1163/9789004433885

25. Chapman D.W., Lindner S. Degrees of integrity: The threat of corruption in higher education // Studies in Higher Education. 2016. Vol. 41. No. 2. P. 247–268. DOI: 10.1080/03075079.2014.927854

26. Балацкий Е.В. Формирование «диссертационной ловушки» // Экономика образования. 2008. № 4. С. 149–160.

27. Калимулин Т.Р. Российский рынок диссертационных услуг // Экономическая социология. 2005. № 4–5. С. 14–37.

28. Osipian A. Economics of corruption in doctoral education: the dissertations market // Economics of Education Review. 2012. Vol. 31. No. 1. P. 76–83. DOI: 10.1016/j.econedurev.2011.08.011

29. White J.L. Shadow Scholars and the Rise of the Dissertation Service Industry: Can We Maintain Academic Integrity? // Journal of Research Practice. 2016. Vol. 12. No. 1. Article number VI. URL: http://jrp.icaap.org/index.php/jrp/article/view/536/448 (дата обращения: 15.04.2021).

30. Oravec J.A. Academic metrics and the community engagement of tertiary education institutions: emerging issues in gaming, manipulation, and trust // Tertiary Education and Management. 2020. Vol. 26. No. 1. P. 5–17. DOI: 10.1007/s11233-019-09026-z

31. Matheson A. Ghostwriting: the importance of definition and its place in contemporary drug marketing // British Medical Journal. 2016. Vol. 354. Article number i4578. DOI: 10.1136/bmj.i4578

32. Sementelli A.J., Garrett T.M. MOOCs: meaningful learning tools for public administration education or academic simulacra? // Education and Training. 2015. Vol. 57. No. 4. P. 461–470. DOI: 10.1108/ET-03-2014-0031

33. Курбатова М.В., Каган Е.С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Журнал институциональных исследований. 2016. Т. 8. № 3. С. 116–136. DOI: 10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136

34. Селиверстова Н.А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 71–77. DOI: 10.31857/S013216250008802-5

35. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 86–93. URL: http://socis.isras.ru/files/File/2015/2015_9/86_93_Denisova.pdf (дата обращения: 15.04.2021).

36. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Риски образовательной неуспешности учащейся молодёжи // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 2. С. 60–81. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2020.26.2.7265

37. Brancaleone D., O’Brien S. Educational commodification and the (economic) sign value of learning outcomes // British Journal of Sociology of Education. 2011. Vol. 32. No. 2. P. 501–519. DOI: 10.1080/01425692.2011.578435

38. Радаев В.В., Чириков И.С. Отношение студентов и преподавателей к наказаниям за плагиат и списывание // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 4 (44). С. 77–82.

39. Сивак Е.В. Преступление в аудитории. Детерминанты нечестного поведения студентов (плагиата и списывания). Препринт WP10/2006/06. М. : ГУ ВШЭ, 2006. 44 с.

40. Латова Н.В., Латов Ю.В. Обман в учебном процессе (опыт шпаргалкологии) // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 31–46.

41. Терентьев Е.А., Груздев И.А., Горбунова Е.В. Суд идёт: дискурс преподавателей об отсеве студентов // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 129–151. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-2-129-151

42. Chirikov I., Shmeleva E., Loyalka P. The role of faculty in reducing academic dishonesty among engineering students // Studies in Higher Education. 2020. Vol. 45. No. 12. P. 2464–2480. DOI: 10.1080/03075079.2019.1616169

43. Шмелева Е.Д., Семенова Т.В. Академическое мошенничество vs образовательная среда // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 101–129. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-101-129

44. Малошонок Н.Г. Как восприятие академической честности среды университета взаимосвязано со студенческой вовлечённостью: возможности концептуализации и эмпирического изучения // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 35–60. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-35-60

45. MacLeod P.D., Eaton S.E. The Paradox of Faculty Attitudes toward Student Violations of Academic Integrity // Journal of Academic Ethics. 2020. Vol. 18. No. 4. P. 347–362. DOI: 10.1007/s10805-020-09363-4

46. Bretag T., Harper R., Burton M. et al. Contract cheating: a survey of Australian university students // Studies in Higher Education. 2019. Vol. 44. No. 11. P. 1837–1856. DOI: 10.1080/03075079.2018.1462788

47. Плюснин Ю.М. Присутствовать, а не учиться. Троечники и отличники в наших университетах // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 277–292.

48. Заборова Е.Н., Глазкова И.Г., Маркова Т.Л. Дистанционное обучение: мнение студентов // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 131–139.

49. Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентьев Е.А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92–121. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-92-121

50. Семенова Т.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 25–37.


Рецензия

Просмотров: 1174


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)