Высшая школа России: вынужденный и плановый переход на удалённый формат в период пандемии (опыт социологического анализа)
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-120-137
Аннотация
Вызовы, связанные с пандемией COVID-19, требуют структурного анализа и социокультурного осмысления, которое имеет и ещё будет иметь многоаспектный и системный характер. Все элементы социальной системы вынуждены были функционировать в стрессовом режиме, в отсутствие каких-либо базовых шаблонов и отработанных путей решения возникающих проблем. Общая неопределённость организации жизни общества и
вынужденные, порой весьма спорные шаги, предпринимаемые на разных уровнях управления, вызвали поляризацию мнений относительно функционирования всех социальных институтов. Особое давление испытывал институт образования, так как именно образование во многом отвечает за стабильность и устойчивость социальной системы.
В этой связи важным и значимым было всестороннее изучение проблем и ограничений, связанных с функционированием системы высшего образования России в период пандемии, а также анализ изменения тональности и настроя как со стороны общественности, так и со стороны преподавательского корпуса – как ответ на переход на новые формы работы вузов.
Статья подготовлена по материалам двух этапов социологического исследования «Мнение преподавателей вузов России о дистанционном обучении в период пандемии», проведённого в мае–июне и декабре 2020 г. Объём выборочных совокупностей составил на первом этапе 3431 человек, на втором – 6006 человек. Анализ данных исследования охватывает следующие направления: организационные проблемы перехода на дистанционное обучение; используемые ресурсы, организация лекционных и семинарских занятий, оценка положительных и отрицательных сторон удалённого обучения; перспективы, ограничения и траектории реализации дистанционного обучения в вузах России, а также блок социальных проблем, связанных с изучением социального самочувствия и оценкой возможных изменений в жизни и карьере преподавателей.
Данные исследования сопоставляются с данными аналогичных работ российских и зарубежных аналитиков. На основе проделанного анализа и полученных выводов авторами предлагаются практические шаги по оптимизации работы системы высшей школы в стрессовых ситуациях, по использованию дистанционных технологий в организации обучения, рассматриваются возможные формы сочетания дистанционного и очного обучения, а также предлагаются рекомендации по изменению тональности восприятия неизбежных информационно-коммуникационных трансформаций со стороны преподавателей.
Исследование выполнено в рамках Программы развития Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Математические методы анализа сложных систем».
Ключевые слова
Об авторах
И. А. АлешковскийРоссия
канд. экон. наук, директор Центра стратегии развития образования
Author ID 140009, Scopus ID 57190586626
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1, 46
А. Т. Гаспаришвили
Россия
канд. философ. наук, зам. директора Центра стратегии развития образования; доцент кафедры социологии; старший научный сотрудник
Author ID 630593, Scopus ID 6506912741, Researcher ID H-2092-2012
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1, 46
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
117218, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5
О. В. Крухмалева
Россия
канд. социол. наук, зав. отделом Центра стратегии развития
образования; доцент кафедры социологии
Author ID 357522, Scopus ID 57195356477, Researcher ID T-9611-2017
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1, 46
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Н. П. Нарбут
Россия
д-р социол. наук, проф., зав. кафедрой социологии2
Author ID 251248, Scopus ID 25422455000, Researcher ID A-6919-2017
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Н. Е. Савина
Россия
научный сотрудник
Author ID 840725
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1, 46
Список литературы
1. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 101-112. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112
2. (2020). Higher Education in 2020: How COVID-19 Shaped this year / Discover the Trend Data from the Ongoing QS Coronavirus Survey, Revealing How Sentiments and Plans Have Changed throughout 2020. Available at: https://www.qs.com/portfolio-items/higher-educationin-2020-how-covid-19-shaped-this-year/ (accessed 17.04.2021).
3. Bowen, W. (2014). Higher Education in the Digital Age. IEEE Transactions on Professional Communication. Vol. 57, no. 2, pp. 150-153, doi: https://doi.org/10.1109/TPC.2014.2311873
4. Castañeda, L., Selwyn, N. (2018). More than Tools? Making Sense of the Ongoing Digitizations of Higher Education. International Journal of Education Technology in Higher Education. Vol. 15, no. 22, doi: https://doi.org/10.1186/s41239-018-0109-y
5. Bond, M., Marín, V.I., Dolch, C. et al. (2018). Digital Transformation in German Higher Education: Student and Teacher Perceptions and Usage of Digital Media. International Journal of Education Technology in Higher Education. Vol. 15, article no. 48, doi: https://doi.org/10.1186/s41239-018-0130-1
6. Gosper, M., McNeill, M., Phillips, R., Preston, G., Woo, K., Green, D. (2010). Web-Based Lecture Technologies and Learning and Teaching: A Study of Change in Four Australian Universities.
7. Australasian Journal of Educational Technology. Vol. 26, no. 8, doi: https://doi.org/10.14742/ajet.1023
8. Bullen M., Morgan T., Qayyum A. (2011). Digital Learners in Higher Education: Generation Is Not the Issue. Canadian Journal of Learning and Technology / La Revue Canadienne de L’apprentissage et de La Technologie. Vol. 37, no. 1, doi: https://doi.org/10.21432/T2NC7B
9. MacKay, J.R. (2019). Show and ‘Tool’: How Lecture Recording Transforms Staff and Student Perspectives on Lectures in Higher Education. Computers & Education. Vol. 140, article no. 103593, doi: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2019.05.019
10. McMurtrie, B. (2020). Students Without Laptops, Instructors Without Internet: How Struggling Colleges Move Online During Covid-19. Chronicle of Higher Education. April 6. URL:
11. https://www.chronicle.com/article/StudentsWithout-Laptops/248436 (accessed 17.04.2021).
12. Nordmann, E., Horlin, C., Hutchison, J., Murray, J-A., Robson, L., Seery, M.K. et al. (2020). Ten Simple Rules for Supporting a Temporary Online Pivot in Higher Education. PLoS Computational Biology. Vol. 16, no. 10, Article no. 1008242, doi: https://doi.org/10.1371/journal.pcbi.1008242
13. Watermeyer, R., Crick, T., Knight, C. et al. (2021). COVID-19 and Digital Disruption in UK Universities: Afflictions and Affordances of Emergency Online Migration. Higher Education. Vol. 81, pp. 623-641, doi: https://doi.org/10.1007/s10734-020-00561-y
14. Hodges, C., Moore, S., Lockee, B., Trust, T., Bond, A. (2020). The Difference between Emergency Remote Teaching and Online Learning [Internet]. Educause Review. March 27. Available at: https://er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-between-emergency-remote-teaching-and-online-learning (accessed 17.04.2021).
15. Образование в цифрах: 2020 : краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, О.К. Озерова, Е.В. Саутина, Н.Б. Шугаль. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 120 с. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/404878648.pdf (дата обращения: 17.04.2021)
16. García-Peñalvo, F., Conde, M.Á., Alier, M., Casany, M.J. (2011). Opening Learning Management Systems to Personal Learning Environments. Journal of Universal Computer Science. Vol. 1, no. 9, doi: https://doi.org/10.3217/jucs-017-09-1222
17. Баранов И.В., Кислова А.Р., Радаев И.В., Тарасов С.А., Юрченков В.И. Обучение в новой нормальности: вызовы и ответы. Аналитический отчёт. М. : Корпоративный университет Сбербанка, 2020. 71 с.
18. Метелкин В. Уставшие преподаватели // DOXA. 2020. 10 августа. URL: https://doxajournal.ru/uni/exhausted_professors (дата обращения: 17.04.2021)