Эволюция системы высшего образования в Туркменистане на фоне современных образовательных трендов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-150-160
Аннотация
В статье представлен анализ эволюции системы высшего образования Туркменистана. Целью исследования является оценка перспектив экспорта российского высшего образования в Туркменистан с учётом особенностей туркменской системы высшего образования и наиболее существенных трендов, влияющих на её развитие. На основе модели координации и концепции интернационализации образования оценена роль государства и степень влияния мировых трендов на трансформацию системы высшего образования страны с 1991 г. до настоящего времени. Поскольку сегодня руководство Туркменистана, как и многих других стран, ставит амбициозные задачи по повышению узнаваемости национального высшего образования в мире, в статье сопоставлена степень внутренней и внешней интернационализации. Принимая во внимание особенности национальной экономики и политической системы, а также баланс сил в Центральной Азии, автор предпринимает попытку составить сценарии развития системы высшего образования Туркменистана. В результате сделан вывод, что в настоящее время существует немалый потенциал для наращивания экспорта образовательных услуг российских вузов в Туркменистан, однако для этого им необходимо учитывать специфику страны и выстраивать методы работы с туркменскими абитуриентами соответствующим образом.
Ключевые слова
Об авторе
А. М. ПогорельскаяРоссия
канд. ист. наук, доцент
634050, г. Томск, просп. Ленина, 36
Список литературы
1. Clark B.R. The Higher Education System: Academic Organization in Cross-national Perspective. University of California Press, 1983.
2. Вахштайн В.С., Мешкова Т.А., Железов Б. Основные тенденции государственной политики в сфере высшего образования в странах ОЭСР // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 32−46.
3. Knight J. Concepts, Rationales, and Interpretive Frameworks in the Internationalization of Higher Education // Deardorff D.K., de Wit H., Heyl J.D., Adams T. (Eds). The SAGE Handbook on International Higher Education. Thousand Oaks, CA : Sage, 2012. Р. 27–42.
4. Leask B. Internationalizing the Curriculum. New york : Routledge, Abingdon, Oxon, 2015. 208 p. ISBN 9780415728157
5. Beelen J., Jones E. Redefining Internationalization at Home // Curai A., Matei L., Pricopie R., Salmi J., Scott P. (Eds). The European Higher Education Area: Between Critical Reflections and Future Policies. Dordrecht : Springer, 2015. Р. 67–80.
6. де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-8-34
7. Clement V., Kataeva Z. The Transformation of Higher Education in Turkmenistan: Continuity and Change // Huisman J., Smolentseva A., Froumin I. (Eds.). 25 years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity. Palgrave Macmillan, 2018. Р. 387−406. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-52980-6_15
8. Бор А. Туркменистан: Власть, политика и петро-авторитаризм. Chatham House, Королевский институт международных отношений, 2016. 120 с. URL: https://www.chathamhouse.org/sites/default/files/publications/research/2016-03-08-turkmenistan-bohr-russian-summary.pdf (дата обращения: 20.04.2021).
9. Литвинова Е.В. Развитие системы образования в Республике Туркменистан // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 4. С. 85–93. DOI: 10.12737/6479
10. Браун У.О. Источники финансирования и их воздействие на качество образования в высшей школе // Вопросы образования. 2006. № 1. С. 113−124.