Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-161-167
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов реализации программы повышения квалификации для преподавателей «Цифровая педагогика современного университета», организованной философским факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова и охватившей преподавателей 15 факультетов университета. В рамках программы организаторы рассматривали как методологические вопросы создания курсов, так и актуальные тренды развития образования, психологические аспекты сетевых коммуникаций в условиях дистанционных форматов образования и многое другое. Акцент был сделан на осмыслении и открытом обсуждении педагогами процессов трансформации образования, появления таких новых форматов, как методика перевёрнутого класса, микро/макрообучение, геймификация, пиринговое обучение, обучение на протяжении всей жизни. Проведённый опрос по итогам реализации программы показал, что влияние опыта дистанционного преподавания – комплексное явление, не ограничивающееся только негативными сторонами. Алгоритмизированное принятие решений не может и не должно вытеснить личный выбор, который в первую очередь осуществляет преподаватель как субъект образования, формулирующий педагогические цели и определяющий пути их достижения. Обсуждение результатов программы может послужить материалом для дальнейшего осмысления путей трансформации высшего образования в России.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. БрызгалинаРоссия
канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой философии образования
119234, Москва, Российская Федерация, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4
Д. А. Алексеева
Россия
канд. филос. наук, доцент, директор Центра дополнительного образования
119234, Москва, Российская Федерация, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4
Э. Д. Дряева
Россия
канд. филос. наук, доцент
119234, Москва, Российская Федерация, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4
Список литературы
1. Миронов В.В. После пандемии: векторы будущего развития // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. №3. С. 522–529. URL: http://www.veorus.ru/upload/iblock/27a/veor_223_maef.pdf (дата обращения: 22.04.2021).
2. Эко У. Заклятие сатаны. Хроники текучего общества. М. : АСТ; Corpus, 2019. 701 с.
3. Марков Б.В. Высшее образование перед вызовами сетевого общества: философские сюжеты // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 100–111. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-100-111
4. Гнутова И.И. От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 86–95. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-86-95
5. Baker J.W. The “Classroom Flip”: Using Web course management tools to become the guide by the side // J.A. Chambers (Ed). Selected Papers from the 11th International Conference on College Teaching and Learning. Jacksonville, 2000. FL : Florida Community College at Jacksonville. Р. 9–17. URL: http://www.classroomflip.com/ files/classroom_flip_baker_2000.pdf (дата обращения: 25.02.2021).