ИСАЙЯ БЕРЛИН КАК ФИЛОСОФ И ПЕДАГОГ
Аннотация
Цель статьи - раскрыть на примере Исайи Берлина черты личности педагога-философа сократического типа. Автор статьи осуществляет историко-философскую реконструкцию интеллектуального наследия Берлина, входе которой выявляются фундаментальные философские предпосылки образовательной концепции мыслителя. Автор выделяет основные характеристики стиля мышления И. Берлина (эстетическая насыщенность, афористичность, целостность, синергийность) и приходит к выводу, что Исайя Берлин был философом и просветителем сократического типа, он вступал со своими учениками и последователями в диалог, помогая им высказать собственные суждения о предмете разговора. Его понимание негатив-ной и позитивной свободы стало каноническим для современной либеральной мысли, а идея ценностного плюрализма - основным ее допущением и затруднением.
Ключевые слова
либерализм,
Исайя Берлин,
ценностный плюрализм,
публичная рациональность,
«вопрошательность» мысли,
сократический диалог,
liberalism,
Isaiah Berlin,
value pluralism,
public rationality,
questioning thinking,
Socratic dialogue
Список литературы
1. Berlin I. The purpose of philosophy // Concepts and categories. Oxford: Oxford University Press, 1980. P. 1-11
2. Грановская О.Л. Исайя Берлин: британский либерализм и русская философия (диалог мировоззрений) // Вопросы философии. 2014. № 9. С. 51-59
3. Берлин И., Полановская-Сигульская Б. Переписка Берлина и Б. Полановской-Сигульской / Пер. с англ. Б. Дынина. [Электронный ресурс]. URL: http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer14/Dynin1.php (дата обращения: 09.06.2015)
4. Berlin I., Lukes S. Isaiah Berlin: In conversation with Steven Lukes // Salmagundi. 1998. No. 120. P. 52-134. URL http://www.jstor.org/stable/40549054 (дата обращения: 09.06.2015)
5. Ignatieff M. Isaiah Berlin: A life. N.Y.: Metropolitan Books, 1998
Просмотров:
467