Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 8-9 (2015)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

5-15 58
Аннотация
В статье рассматриваются результаты экспертного анализа программ аспирантуры, разработанных на основе ФГОС: анализируются проблемы, с которыми столкнулись образовательные и научные организации при проектировании программ аспирантуры, описываются системно выстроенные подходы к реализации программ аспирантуры (опыт экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и Московского педагогического государственного университета), формулируется ряд дискуссионных предложений по содержательному обновлению самой модели аспирантуры как третьего уровня высшего образования.
15-21 53
Аннотация
Статья посвящена проблеме дефицита высококвалифицированных инженерных кадров в наукоемких отраслях экономики. Анализируются факторы, имеющие непосредственное отношение к качеству подготовки молодых специалистов и их трудоустройству на высокотехнологичных производствах. Рассматривается система мер, способствующих решению кадровой проблемы в оборонно-промышленном комплексе.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

22-31 100
Аннотация
Статья посвящена обсуждению проектно-целевого подхода в высшем профессиональном образовании, в том числе в рамках предметной подготовки. Эта актуальная проблема обозначена в Программе развития образования РФ на 2016- 2020 годы. Приведен анализ инноваций, сопровождающих современную проектно-конструкторскую деятельность, а также предложены варианты применения современных технологий проектирования в рамках базовой графической подготовки студентов. Авторы анализируют возможности использования метода проектов и проектных технологий при обучении студентов младших курсов. Рассмотрены образовательные технологии, имеющие различный уровень погружения в проектную деятельность, организованную в рамках графической подготовки в Пермском национальном исследовательском политехническом университете. Обсуждается необходимость системного и последовательного использования метода проектов на всем протяжении предметного обучения. При этом обосновываются требования индивидуализации и вариативности применяемых образовательных процедур.
32-38 52
Аннотация
Цель работы - на основе анализа состояния кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса определены основные направления совершенствования профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, дополнительного профессионального образования работников и специалистов оборонных отраслей в интересах укрепления обороноспособности и национальной безопасности страны в условиях современных вызовов. В ходе подготовки научной статьи использовался метод контент-анализа нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование оборонного комплекса в целом и организаций оборонно-промышленного комплекса в частности. В статье сформулированы выводы и практические рекомендации органам государственной власти по внедрению инноваций, связанных с профессиональной подготовкой работников и специалистов в интересах эффективного функционированияоборонно-промышленного комплекса.
39-45 35
Аннотация
Актуализируется проблема интеграции деятельности всех заинтересованных лиц (стейкхолдеров) в контексте реализации инновационной основной образовательной программы (ООП) по направлению «Металлургия» для устранения разрыва между требованиями рынка труда и предоставляемыми образовательными услугами. Инновационный процесс реализации ООП, по существу, адекватен самой логике CDIO: принятие идей CDIO (Conceive); разработка инновационной ООП (Design); реализация ООП в образовательной практике (Implement); распространение идеи и реализация составляющих изменений в социально-педагогической среде (Operate). Выделены этапы формирования команды стейкхолдеров, предложены критерии для выбора членов команды.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

46-53 66
Аннотация
В статье приведена характеристика основных проблем развития Европейского пространства высшего образования в контексте прошедшей в мае 2015 г. конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса. Представлены результаты исследования, проведенного в 2014 г. с целью подготовки Национального доклада России об интеграции в европейское образовательное пространство.
54-60 54
Аннотация
В статье описаны новые тенденции в современном инженерном образовании с позиций его профессионального, социокультурного и национального многообразия. Проведен анализ различных подходов к понятию «многообразие» в инженерном деле, сделан вывод о важности личностного и профессионального жизненного опыта для инженерного творчества, предложены варианты решения задач по формированию инженерных команд. Описаны идеи, прозвучавшие на 122-й ежегодной конференции Американского общества инженерного образования (American Society for Engineering Education, ASEE) и на Международном форуме, прошедших в Сиэтле (США), 14-17 июня 2015 г., в том числе на одном из трех пленарных заседаний, где были представлены доклады о состоянии российского инженерного образования и перспективах его развития.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

61-68 87
Аннотация
Изменения в системе российского высшего образования сопровождаются появлением новых требований к университетами к деятельности педагогического корпуса. Преподаватели должны стать гораздо активнее по направлениям своей преподавательской и исследовательской карьеры. Больше публиковаться в престижных журналах, повышать квалификацию. Или уступить место тому, кто моложе, имеет больше академических достижений, опыт работы в ведущих образовательных и научных организациях.В статье проанализированы стратегические документы ведущих российских университетов, ежегодные отчеты о результатах реализации их программ развития.Наши преподаватели в основном пишут на русском языке, читают и цитируют статьи российских авторов: в журналах, индексируемых в базе данных РИНЦ, опубликовано 89,9 статей на 100 человек, в Web of Science - 4,1 статья на 100 НПР, 5,3 - в Scopus (2013 год). Ведущие вузы планируют увеличить значения показателей по статьям в зарубежных базах к 2020 г. в пять раз. Организационная культура и принципы академического управления могут как расширять возможности для развития дополнительных компетенций, участия в конкурсах и исследованиях, таки провоцировать преподавателя на неформальные практики.
68-77 67
Аннотация
Коррупционные процессы охватили практически все отрасли экономики и уровни управления государством в современной России. Сфера образования в коррупционном рейтинге занимает третье место, уступая только властными силовым структурам. Треть упоминаний в СМИ о случаях взяточничества в образовательной сфере относятся к высшим учебным заведениям.Работа посвящена анализу мнений студентов об уровне коррупции в российских вузах. В статье даны их представления о распределении вузов по уровню коррупции, обсуждаются причины взяточничества в российских вузах.
77-81 51
Аннотация
Исследован уровень удовлетворенности процессом обучения курсантов и студентов Морской академии Мурманского государственного технического университета. Представлен анализ результатов опроса будущих инженеров, связанных с морской деятельностью, о соответствии профессиональной подготовки и готовности работать в условиях Арктического региона. Проведен корреляционный анализ полученных данных. Высокий уровень готовности будущих инженеров к работе в Арктике обоснован высокой мотивацией к обучению и специальной подготовкой. Особенности профессиональной подготовки морских инженеров соотнесены с требованиями национальных и международных стандартов, кодексов и конвенций. Рассмотрены особенности формирования профессиональной готовности будущих инженеров к работе в экстремальных условиях труда.

ЮБИЛЕЙ

82-86 24
Аннотация
Созданная в стране система федеральных университетов, в которую входит Южный федеральный университет, призвана сформировать группу вузов нового типа, соответствующих требованиям глобального мира и прогнозируемым трендам глобального технико-экономического развития. Интеграция образовательного процесса с передовыми научными исследованиями мирового уровня, деятельностью инновационных центров, опытных производств по разработке и внедрению новых технологий и иных научно-инновационных структур обеспечила формирование интеллектуальной и инфраструктурной базы комплексного развития страны, подготовки специалистов качественно иного уровня. В этой связи выпускники федеральных университетов представляются специалистами, имеющими практические навыки и компетенции в сфере новейших технологий, способными творчески подходить к решению новых задач, требующих решений на стыке различных наук.
87-93 40
Аннотация
В статье анализируются пути и способы совершенствования подготовки кадров в соответствии с потребностями предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Определение отдельных уровней образовательных квалификаций (бакалавр, специалист, бакалавр-магистр, специалист-магистр) рассматривается как эффективный механизм организации специализированной подготовки кадров в соответствии с изменяющимися потребностями работодателей. При этом основной акцент сделан на обеспечении условий для опережающего развития базовых технологий и повышении технологичности предприятий ОПК. Анализируя существующие проблемные вопросы как со стороны вузов, так и со стороны работодателей, авторы предлагают систему поэтапных мероприятий, направленных на совершенствование структуры образовательного процесса, развитие системы непрерывного образования, а также формирование эффективного механизма управления образовательным процессом в соответствии с требованиями потребителей.
94-97 33
Аннотация
Описаны перспективы подключения вузов к использованию научно-исследовательских установок мега-класса, которые являются важнейшим инструментом интеграции науки и образования мирового уровня. Необходимость подобной интеграции ведущих университетов с научными организациями была отмечена в решении Правительства Российской Федерации 19 июня 2015 г. по итогам совместного заседания попечительских советов Южного и Сибирского федеральных университетов.
98-104 69
Аннотация
Целью институциональных изменений в сфере высшего образования является создание эффективной и конкурентоспособной системы подготовки специалистов. Институциональные инновации воздействуют на поведенческие паттерны основных акторов. Институциональная инерция, асинхронность изменения формальных и неформальных институтов могут рассматриваться в терминах модели адаптивного поведения, связанной с интерпретацией существующих релевантных институциональных ограничений. Внедрение института беспрофильного бакалавриата представляет собой процесс изменения базовых принципов организации образовательного процесса для достижения целей фундаментальной и сбалансированной профессиональной подготовки исследовательской направленности. Исследование адаптивного поведения студентов и преподавателей в условиях институциональных изменений позволяет своевременно вносить коррективы при осуществлении мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования организаций сферы образования в контексте модернизации, сопровождающейся импортом институтов.
105-108 24
Аннотация
Южный федеральный университет служит эффективной площадкой для консолидации образования, просвещения, науки, инноваций и управления в регионе Азово-Черноморского бассейна. Реализация мегапроекта дает синергийный эффект в решении экономических, социальных и экологических проблем региона и поддержании его устойчивого развития.
109-116 69
Аннотация
В статье показано становление в Южном федеральном университете регионоведения как междисциплинарного направления в высшем образовании и научных исследованиях. Раскрывается вклад ЮФУ в модернизацию и поддержание единого научно-образовательного пространства на Юге России, что составляет одно из социокультурных оснований российской идентичности.
116-121 66
Аннотация
Предметом статьи является опыт Южного федерального университета в создании подразделения для реализации комплексных исследований по химии - внутриуниверситетского научно-исследовательского института. Отмечено, что в ЮФУ сформирован корпус штатных научных сотрудников и сложилась система научно-исследовательских институтов. Рассмотрена организационная структура НИИ физической и органической химии ЮФУ, выявлены основные преимущества такой формы организации внутриуниверситетской деятельности: наличие кадрового ресурса для обновления научных школ, интеграция актуальных научных результатов в образовательный процесс и т.д. Охарактеризованы основные научные направления деятельности института, подчеркнут мировой уровень результатов, полученных в последнее время.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

122-128 155
Аннотация
В статье рассматриваются диалог, монологи молчание как педагогические явления. Автор считает, что внимание современных педагогов (учёных, преподавателей вузов, учителей) к идее диалога и диалоговым технологиям одновременно сопровождается снижением интереса к монологу. Однако у монолога есть свои бесспорные достоинства. Диалог и монолог должны взаимодействовать в педагогическом процессе. Внимания заслуживает и молчание как компонент речевой деятельности, обладающий уникальным педагогическим смыслом. Автор делает вывод о необходимости системного изучения диалога, монолога и молчания в педагогике высшей школы.
129-134 41
Аннотация
В статье предпринята попытка рефлексии над установками традиционного и технологического подходов к образованию. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что оба подхода объединяет изначальная объяснительная установка. Она складывается стихийно-подражательным образом в течение нашей повседневной жизни и затем, также неосознанно, становится основой мировоззренческой позиции, реализующейся в сфере образовательной деятельности. Как сочетается с этой объяснительной установкой стремление к пониманию (без осуществления которого любой образовательный процесс оказывается неуспешным, незавершенным), нет ли между ними противоречия; что представляет собой феномен понимания как неотъемлемая часть образовательного процесса, какое место он в нем занимает? - эти и другие вопросы становятся предметом внимания и размышления автора.

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

135-143 106
Аннотация
Формирование компетенций в области академического письма считается институциональной обязанностью университетов. Для достижения этой цели во всех престижных университетах Северной Америки и Европы давно созданы и успешно функционируют центры письма, на базе которых тьюторы - наиболее успешные студенты-наставники, прошедшие процедуру отбора и специальный тренинг, - оказывают другим студентам помощь в написании их письменных заданий. Центры письма, созданные в ведущих российских университетах, по сути, являются лабораториями научной коммуникации, поскольку решают концептуально иные задачи и ставят перед собой более масштабные цели. Одной из таких целей является формирование у исследователей компетенций в области научной коммуникации для повышения их публикационной активности и продвижения в международном академическом сообществе.
143-148 210
Аннотация
Статья приглашает авторов научных статей и преподавателей иностранного языка в академических целях к размышлению о том, каким стандартам следовать, обучаясь и обучая стилю академического письма. Рассматриваются современные тенденции в передаче авторства в научном письменном дискурсе на примере употребления пассивного залога и местоимений первого лица в английском языке
148-153 86
Аннотация
В статье рассматривается языковой подход к развитию академического письма в мире. Анализируются исторические особенности смены языков для академического письма, их взаимосвязь и преемственность. На примере немецкого языка изучаются современные проблемы письменной научной речи, а также опыт чрезмерного использования англицизмов в речи. В работе представлены виды заимствований и их влияние на грамматику, лексику и пунктуацию немецкой научной речи.

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

154-162 109
Аннотация
Благодаря достижениям биотехнологической революции второй половины ХХ в., которые прокладывают путь к неограниченномурасширению физических и интеллектуальных человеческих возможностей, зародилось новое мировоззрение - трансгуманизм, последователи которого ратуют за продолжение эволюции Homo sapiens при помощи новых технологических достижений. Конечной целью своей деятельности трансгуманисты объявляют достижение бессмертия. Несмотря на фантастичность заявленной цели, новое мировоззрение находит последователей по всему миру. Трансгуманистические организации существуют и в России. В рамках данной статьи автор предпринимает попытку проанализировать социальные практики трансгуманистических организаций и выявить действительную, а не заявленную сущность их деятельности. Входе анализа проводятся параллели с практиками тоталитарных сект, квазинаучных сообществ, клубов по интересам. Трансгуманизм рассматривается также как самопиар и явление социальной мимикрии.
162-167 86
Аннотация
Цель статьи - раскрыть на примере Исайи Берлина черты личности педагога-философа сократического типа. Автор статьи осуществляет историко-философскую реконструкцию интеллектуального наследия Берлина, входе которой выявляются фундаментальные философские предпосылки образовательной концепции мыслителя. Автор выделяет основные характеристики стиля мышления И. Берлина (эстетическая насыщенность, афористичность, целостность, синергийность) и приходит к выводу, что Исайя Берлин был философом и просветителем сократического типа, он вступал со своими учениками и последователями в диалог, помогая им высказать собственные суждения о предмете разговора. Его понимание негатив-ной и позитивной свободы стало каноническим для современной либеральной мысли, а идея ценностного плюрализма - основным ее допущением и затруднением.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)