Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Рейтинг учреждений Scimago для оценки национальной системы образования и отдельного университета

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-35-46

Аннотация

В работе анализируются результаты рейтинга научных учреждений Scimago Institutions Rankings за всё время его существования. Приведено детальное описание методики рейтинга и необходимое условие для включения в ранжируемый список – публикация работниками вуза более 100 работ в базе данных Scopus. Отмечен почти двукратный рост числа университетов в перечнях рейтинга за десять лет. Показана динамика по ряду стран и проанализированы причины изменений. Продемонстрирована конкуренция Китая и США. Отмечено, как принятие политических решений, таких как «майские указы» в Российской Федерации или проекты «211» и «985» в Китае, увеличивают число вузов страны, участвующих в рейтингах. Отмечены страны, которые за десятилетие смогли кратно увеличить присутствие своих университетов в рейтингах: Вьетнам, Иран, Индонезия и др. Даётся оценка темпа роста числа публикаций вуза для сохранения своих позиций в наукометрических рейтингах. Проведён анализ времени, необходимого для имплементации и учёта рейтинговыми агентствами изменений, инициированных государственными программами повышения конкурентоспособности.

Об авторах

В. М. Галынский
Белорусский государственный университет
Беларусь

Галынский Владимир Михайлович – канд. физ.-мат. наук, доцент, зам. начальника управления международных связей

220030, Республика Беларусь, Минск, пр. Независимости, 4



А. В. Жук
Белорусский государственный университет
Беларусь

Жук Александр Васильевич – начальник управления международных связей

220030, Республика Беларусь, Минск, пр. Независимости, 4



Список литературы

1. Полихина Н.А., Тростянская И.Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения. М.: ФГАНУ «Социоцентр», 2018. 189 с.

2. Полихина Н.А., Тростянская И.Б., Гришакина Е.Г., Байков С.А. Проект 5-100: развтие системы высшего образования в России. М.: ФГАНУ «Социоцентр», 2020. 69 с.

3. Антонова Н.Л., Сущенко А.Д. Академическая репутация университета как фактор лидерства на глобальном образовательном рынке // Высшее образование в России. 2019. Т. 29. № 6. С. 144–152. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-144-152

4. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования / Пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. А. Рябова; предисл. М. Юдкевич. М.: Изд. дом ВШЭ, 2018. 548 с

5. Quesada B.V., Bustos-González A., de Moya Anegón F. Scimago institutions rankings: The most comprehensive ranking approach to the world of research institutions // Research Analytics: Boosting University Productivity and Competitiveness through Scientometrics. Auerbach Publications, 2017. Р. 147–160.

6. Московкин В.М., Чжан Хэ., Садовски М.В. Сколько и каких “скопусовских” публикаций генерируют ведущие российские университеты и каковы их шансы вхождения в TOP-100 рейтингов THE, QS, ARWU? // Оригинальные исследования. 2019. Т. 9. № 6. С. 67–90. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/28098 (дата обращения: 09.05.2021).

7. Bornmann L., De Moya Anegón F., Leydesdorff L. The new Excellence Indicator in the World Report of the SCImago Institutions Rankings 2011 // Journal of Informetrics. 2012. Vol. 6. No. 2. P. 333–335. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.joi.2011.11.006

8. Moya-Anegón F., Guerrero-Bote V.P., Bornmann L., Moed H.F. The research guarantors of scientific papers and the output counting: a promising new approach // Scientometrics. 2013. Vol. 97. No. 2. P. 421–434. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11192-013-1046-0

9. Bornmann L., Stefaner M., Moya Anegón F., Mutz R. Ranking and mapping of universities and research-focused institutions worldwide based on highly-cited papers. A visualisation of results from multi-level models // Online Information Review. 2014. Vol. 38. No. 1. P. 43–58. DOI: https://doi.org/10.1108/OIR-12-2012-0214

10. Kun Á. Publish and Who Should Perish: You or Science? // Publications. 2018. Vol. 6. Article number 18. P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.3390/publications6020018

11. Carta M.G., Moro M.F., Kirilov I. et al. The current crisis of academia-led research: A threat to the common good? Preliminary data from Europe and the United States. // BMC Res Notes. 2020. Vol. 13. Article number 327. DOI: https://doi.org/10.1186/s13104-020-05128-9

12. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 27–40. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40

13. Галынский В.М. Позиции университетов Республики Беларусь в международных рейтингах. Точки роста и объективность вебометрического рейтинга // Менеджмент вузовских библиотек. Открытая наука: практики и модели сотрудничества: материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 30–31 окт. 2019 г. Минск: БГУ, 2019. С. 35–49. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/241020 (дата обращения: 09.05.2021).

14. Çakır M.P., Acartürk C., Alaşehir O., Çilingir C. A comparative analysis of global and national university ranking systems // Scientometrics. 2015. Vol. 103(3). P. 813–848. DOI: https://doi.org/10.1007/s11192-015-1586-6


Рецензия

Просмотров: 989


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)