Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Коронавирусные зигзаги электронного дистанционного обучения

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-60-69

Аннотация

Пандемия коронавируса в 2020 г., повлёкшая за собой массовый и экстренный переход к удалённым формам обучения, привлекла внимание к проблематике электронного дистанционного обучения (ЭДО). Цель данной статьи – анализ дидактических аспектов опыта использования методов и технологических средств ЭДО, оценка потенциального позитива и реального негатива этого процесса, выработка рекомендаций по рациональному применению современных виртуальных учебных сред. В основу исследования положены методы системного анализа, педагогической психологии и дидактики, многолетний опыт авторов в сфере ЭДО.
Проведён анализ двух основных дидактических подходов в современном ЭДО: 1) занятия в виртуальном классе, в большинстве своём копирующие традиционные методики классно-урочной системы обучения, 2) преимущественно самостоятельная когнитивная деятельность учащихся в системах управления обучением с использованием специально подготовленных цифровых образовательных ресурсов. Показано, что значительная часть негативных аспектов ЭДО в период пандемии обусловлена попытками реализовать с помощью инновационных электронных технологий рудименты привычной классно-урочной системы обучения.
Даны рекомендации по структуре электронного дистанционного курса в современных системах управления обучением, предусматривающие возможность свободы выбора времени и места учебной работы с необходимой регламентацией содержания и процесса обучения, присущей учреждениям формального образования.
Рассмотрен ряд позитивных аспектов ЭДО, связанных с его качеством, всё более расширяющимися границами применения, воспитательным потенциалом и экономической целесообразностью. Показана важность правильной оценки возможных негативных аспектов ЭДО. Причина их вовсе не в электронных инструментах, а в дидактически некорректных методиках учебной работы с ними. Для создания новых методик обучения, ориентированных на инновационные электронные инструменты, нужны исследования психологических и дидактических аспектов ЭДО в сферах мотивации учащихся, разработки цифровых образовательных ресурсов, геймификации, подготовки педагогов и др.

Об авторах

А. В. Соловов
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева
Россия

Соловов Александр Васильевич – канд. техн. наук, проф.

443086, г. Самара, Московское шоссе



А. А. Меньшикова
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева
Россия

Меньшикова Анастасия Александровна – канд. техн. наук, доцент

443086, г. Самара, Московское шоссе, 34



Список литературы

1. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Электронное обучение: вектор развития // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 66–75.

2. Титова С.В. MOOK в российском образовании // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 145–151.

3. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперёд, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 65–76. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76

4. Кирилова С.А. Эмоциональное выгорание педагога в условиях вынужденного перехода к дистанционному обучению: причины и профилактика // Научное мнение. 2020. № 7-8. С. 76–82. DOI: https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2020.7.8.76.82

5. Соловов А.В. Электронное обучение – новая технология или новая парадигма? // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 104–112.

6. Ян Коменский. Великая дидактика. СПб. : Типография А.М. Котомина, 1875. Приложение к журналу «Наша Начальная Школа» на 1875 год.

7. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. Самара : Новая техника, 2006. 464 с.

8. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Модели проектирования и функционирования цифровых образовательных сред // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 144–155. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-144-155

9. Соловов А.В. «Золотые клетки» виртуальных учебных сред // Высшее образование в России. 2012. № 11. С. 133–137.

10. Соловов А.В. Мифы и реалии дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 116–120.

11. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М. : Издательский сервис, 2004. 320 с.

12. Bork A., Gunnarsdottir S. Tutorial Distance Learning. New York : KLUWER Academic/plenum Publ., 2001. 191 p. (In Eng.).

13. Соловов А.В. Об эффективности информационных технологий // Высшее образование в России. 1997. № 4. С. 100–107.

14. Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Методы и технологии электронного обучения в вузовском курсе физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2010. № 2. С. 51–56.

15. Buzink S., Goosens R., de Ridder H., Jakimowicz J. Training of Basic Laparoscopy Skills on SimSurgery SEP // Minimally Invasive Therapy & Allied Technologies. 2010. Vol. 19. Iss. 1. P. 35–41. (In Eng.).


Рецензия

Просмотров: 2222


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)