Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Обновление содержания высшего образования в контексте современных социокультурных трендов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-70-79

Полный текст:

Аннотация

Концептуальными предпосылками раскрытия обозначенной темы приня- ты следующие идеи: 1) утверждение о принципиальной изменчивости содержания высшего образования в историческом и логическом ракурсе; 2) рассмотрение совместной деятельности стейкхолдеров системы высшего образования в качестве коллективного субъекта изменений в содержании образования;3) выделение двух измерений содержания образования – предметного и коммуникативно-деятельностного. Выявлена ведущая роль скрытого содержания образования в трансляции социокультурных ценностей, обеспечивающая становление ценностно-мировоззренческих характеристик личности компетентного выпускника, способного к эффективной профессиональной деятельности в условиях постиндустриальной эпохи. Раскрыта динамическая структура скрытого содержания образования, включающая коммуникативную и предметную составляющие и определяющая соответствующие направления обновления. Оно реализуется посредством социокультурной рефлексии передаваемого социального опыта, для развития которой автором предлагается диагностико-формирующая методика «Мои социокультурные ценности». В результате обновления скрытого компонента содержания образования происходит его трансформация в «неявный» (обновлённый скрытый), который обеспечивает совершенствование подготовки специалистов различных направлений и профилей, выполняя принцип опережающего развития высшего профессионального образования.

Об авторе

Е. Э Шишлова
МГИМО МИД России
Россия

Шишлова Екатерина Эдуардовна – канд. пед. наук, доцент

119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Соснин Н.В. О проблеме трансляции компетенций в содержание обучения // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 64–70.

2. Герген К.Дж. Социальная конструкция в контексте / Пер. с англ. Харьков : Гуманитарный центр, 2016. 328 с.

3. Сапунов М.Б., Полонников А.А. Учебный предмет: эпистемологический кризис и его преодоление // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 144–157. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-144-157

4. Краевский В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 77–82.

5. Вербицкий А.А. Новые грани вечной проблемы. Об образовании в контексте и вне его // Высшее образование сегодня. 2017. № 8. С. 6–13.

6. Цирульников А.М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 260–273. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-3-260-275

7. Шишлова Е.Э., Курицын И.А. Скрытое содержание профессионального языкового образования в социокультурном измерении // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 709–722. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.709-722

8. Jackson P.W. Life in Classrooms. New York : Teachers College Press, 1990. 183 p.

9. Мишина С.В. Скрытый куррикулум как образовательная технология высшей школы (на примере профессиональной подготовки будущих экономистов) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2019. Т. 38. №4. С. 614–622. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-4-614-622

10. Полонников А.А. «Hidden curriculum» и продуктивность образования // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 6. С. 165–169.

11. Окольская Л.А. Социализация с точки зрения социального конструктивизма и теорий социального воспроизводства // Вопросы воспитания. 2010. № 1(2). С. 25–33.

12. Тубельский А.Н. Уклад школьной жизни – скрытое содержание образования // Вопросы образования. 2007. № 4. С. 177–180.

13. Фрумин И.Д. Тайны школы: заметки о контекстах. Красноярск : КГУ, 1999. 256 с.

14. Бенин В.Л. Гуманистическая педагогика и тренды современного российского социума // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 131–136.

15. Ibrahim F.A., Heuer J.R. Cultural and Social Justice Counseling. Switzerland : Springer International Publishing, 2016. 256 р.


Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)