Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Эмоции в электронном образовательном пространстве

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-108-119

Аннотация

Исследование роли эмоций в образовании имеет уже сложившиеся традиции. Актуальность изучения эмоций в электронном образовательном пространстве обусловлена расширением дистанционного образования как в России, так и в других странах. Системный анализ позволяет выделить множество функций, которые выполняют эмоции в обучении, к ним относятся: мотивационная, смыслообразующая, регулятивная, коммуникативная, направляющая, активизирующая, функция повышения творческого потенциала, интегративная, социализирующая, целеполагающая. В электронном образовании большую роль играет текстовая информация. Поэтому важное место занимают лингвистика эмоций, дискурсивные эмоции и формы вербализации эмоциогенной информации. Методологическое значение для исследования эмоций в электронном образовательном пространстве имеют концепции «эмоционального дизайна». Исследование позволило выявить различную ценность для студентов когнитивных и трансакционных эмоциогенных факторов дизайна электронного пространства. Среди них выделяются: яркость и доступность визуальных знаков, традиции и «обычаи», обратная связь, надёжность электронной системы. К наиболее значимым трансакционным эмоциогенным факторам относятся: социальная коммуникативность, визуализация, индивидуализация в оформлении сайта, ретрансляция ценностных установок через электронное образовательное пространство. Влияние эмоциогенных факторов различается на ZOOM, MOODLE и LMS. Исследование эмоций при работе в электронном пространстве позволяет выделить направления развития информационной образовательной среды вуза.

Об авторе

Е. Ю. Новикова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Новикова Елена Юрьевна – д-р филос. наук, проф., кафедра истории и философии

117997, г. Москва, Стремянный пер., 36



Список литературы

1. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.В. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86–100. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100

2. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперёд, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 65–76. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76

3. Иванисова О.Ю., Морева Ю.В., Стрелкина Л.И. Роль эмоций в педагогическом процессе // Современное общество: проблемы, идеи, инновации. 2016. № 5. С. 24–28.

4. Ионова С.В. Лингвистика эмоций – наука будущего // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 124–131.

5. Берман М.Д. Образование и эмоции: значение эмоций в нашей жизни и обучении // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10. № 4. С. 12–16. DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2019-4-12-16

6. Губанов Н.И. Вызов Аполлона как стимул развития образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 19–23.

7. Корбут А. Реакция пользователей на сбои во взаимодействии с компьютерами: социологический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 6. С. 27–43. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2019.22.6.3

8. Cantara A.D., Ceniza A.M. Stress Sensor Prototype: Determining the Stress Level in Using a Computer through Validated Self-Made Heart Rate (HR) and Galvanic Skin Response (GSR) Sensors and Fuzzy Logic Algorithm // International Journal of Engineering Research & Technology. 2016. Vol. 5. No. 3. Р. 28–37. Paper ID : IJERTV5IS030049

9. Charlton J.P., Kappas A., Swiderska A. (2015) Does Computing Anger Have Social Elements? A Comparison with Driving Anger // Behaviour & Information Technology. 2015. Vol. 34. No. 3. Р. 294–303. DOI: https://doi.org/10.1080/0144929X.2014.895421

10. Hadlington L., Scase M.O. End-User Frustrations and Failures in Digital Technology: Exploring the Role of Fear of Missing Out, Internet Addiction and Personality // Heliyon. 2018. Vol. 4. No. 11. e00872. DOI: https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2018.e00872

11. Норман Д. Дизайн привычных вещей. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. 380 с.

12. Круг С. Не заставляйте меня думать / Пер. М.А. Райтмана. М. : Эксмо-Пресс, 2017. 256 с.

13. Маркотт И. Отзывчивый дизайн / Пер. П. Миронова. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. 163 с.

14. Ceaparu I., Lazar J., Bessière K., Robinson J., Shneiderman B. Determining Causes and Severity of End-User Frustration // International Journal of Human-Computer Interaction. 2004. Vol. 17. No. 3. Р. 333–356. DOI: https://doi.org/10.1207/s15327590ijhc1703_3

15. Owings J. The 7 Causes of Bad User Experiences // FullStory. 2018. Jan 17. URL: https://blog.fullstory.com/7-causes-of-bad-user-experiences/ (дата обращения: 17.05.21).

16. Браун Т. Дизайн-мышление в бизнесе / Пер. В. Хозинского. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. 252 с.

17. Купер А., Носсел К., Кронин Д. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия / Пер. Е. Матвеева. СПб. : Питер, 2019. 719 с.

18. Уолтер А. Эмоциональный веб-дизайн / Пер. П. Миронова. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. 99 с.

19. Khan I.A., Brinkman W.-P., Hierons R. (2013) Towards Estimating Computer Users’ Mood from Interaction Behaviour with Keyboard and Mouse // Frontiers of Computer Science. 2013. Vol. 7. No. 6. Р. 943–954. DOI: https://doi.org/10.1007/s11704-013-2331-z


Рецензия

Просмотров: 744


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)