Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Университетская наука и образование в контексте искусственного интеллекта

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-121-131

Полный текст:

Аннотация

Одна из ярких примет современной жизни – компьютеризация, цифрови- зация, роботизация. В связи с этим достаточно старая научная проблема искусственного интеллекта приобрела новое звучание и разнообразные прикладные аспекты. Система высшего образования также оказалась вовлечённой в орбиту информационных технологий. На примере Воронежского государственного университета раскрыты две основные области информатизации и компьютеризации: во-первых, научная разработка университетскими учёными проблем искусственного интеллекта и использование технологий искусственного интеллекта для проведения исследований и, во-вторых, подготовка современных специалистов в области ИТ-технологий на специализированных факультетах и расширение цифровой компетентности выпускников других направлений подготовки и специальностей. Поднимается вопрос о необходимости разностороннего знакомства студентов с данной областью современной науки, включающего изучение не только искусственного интеллекта как «помощника» человека, но и ограничений основанных на нём технологических решений.

Об авторах

Д. А. Ендовицкий
Воронежский государственный университет
Россия

Ендовицкий Дмитрий Александрович – д-р экон. наук, проф., ректор

394006, г. Воронеж, Университетская пл., 1



К. М. Гайдар
Воронежский государственный университет
Россия

Гайдар Карина Марленовна – д-р психол. наук, доцент, зав. кафедрой общей и социальной психологии

394006, г. Воронеж, Университетская пл., 1



Список литературы

1. Бехманн Г. Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний / Пер. с нем. А.Ю. Антоновского, Г.В. Гороховой, Д.В. Ефременко, В.В. Каганчук, С.В. Месяц. М. : Логос, 2010. 248 с.

2. Литвак Н.В. Информационное общество: перманентная эволюция. М. : Колос, 2008. 414 с.

3. Загоруйко Н.Г. Искусственный интеллект и эмпирическое предсказание. Новосибирск : НГУ, 1975. 82 с.

4. Напалков А.В., Прагина Л.Л. Мозг человека и искусственный интеллект. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. 121 с.

5. Нильсон Н. Искусственный интеллект: методы поиска решений / Под ред. С.В. Фомина. М. : Мир, 1973. 270 с.

6. Ньюэлл А., Шоу Дж., Саймон Г.А. Моделирование мышления человека с помощью ЭВМ // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 305–318.

7. Фогель Л.Дж., Оуэнс А., Уолш М. Искусственный интеллект и эволюционное моделирование / Под ред. А.Г. Ивахненко. М. : Мир, 1969. 230 с.

8. Борзунов С.В., Кургалин С.Д. Основы квантовых вычислений (для программистов): учеб. пособие. Воронеж : Изд. дом ВГУ, 2020. 100 с.

9. Матвеев М.Г., Свиридов А.С., Алейникова Н.А. Модели и методы искусственного интеллекта. Применение в экономике. М. : Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2008. 446 с.

10. Махортов С.Д. Математические основы искусственного интеллекта: теория LP-структур для построения и исследования моделей знаний продукционного типа. М. : Изд-во МЦНМО, 2009. 299 с.

11. Сирота А.А. Методы и алгоритмы анализа данных и их моделирование в MATLAB: учеб. пособие. СПб. : БХВ-Петербург, 2016. 381 с.

12. Чулюков В.А., Астахова И.Ф., Потапов А.С., Каширина И.Л. Системы искусственного интеллекта. Практический курс / Под ред. И.Ф. Астаховой. М. : Физматлит: Бином. Лаборатория знаний, 2008. 292 с.

13. Kurgalin S.D., Borzunov S.V. A Practical Approach to High-Performance Computing. Springer International Publishing, 2019. 206 р.

14. Куролап С.А., Клепиков О.В., Епринцев С.А. Экологическая экспертиза и оценка риска здоровью. Воронеж : Научная книга, 2012. 108 с.

15. Оценка и геоинформационное картографирование медико-экологической ситуации на территории города Воронежа: сб. науч. статей / Под общ. ред. С.А. Куролапа и О.В. Клепикова. Воронеж : Цифровая полиграфия, 2019. 218 с.

16. Экологические риски территорий интенсивного техногенного освоения / Под общ. ред. С.А. Куролапа, О.В. Клепикова. Воронеж : Цифровая полиграфия, 2019. 190 с.

17. Васищев А.А. Psychometric Expert как базисная компьютерная система организации психодиагностики и научно-исследовательской деятельности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 122–129.

18. Меланьина А.А., Корженовский И.И. Основные коммуникативно-психологические ошибки в управленческой деятельности // Современная наука как социально-политический фактор развития государства: материалы междунар. науч.-практ. конф., Саратов, 10 мая 2019 г. / Отв. ред. А.А. Зарайский. Саратов : Академия Бизнеса, 2019. С. 21–24.

19. Меланьина А.А., Корженовский И.И. Современное состояние проблемы психологических особенностей эффективного руководителя // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития. Сб. статей по итогам междунар. науч.-практ. конф., Волгоград, 08 мая 2019 г. Стерлитамак : АМИ, 2019. С. 53–56.

20. Баррат Дж. Последнее изобретение человечества: Искусственный интеллект и конец эры Homo sapiens. М. : Альпина нонфикшн, 2015. 304 с.

21. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 90–100.

22. Гайдар К.М. Анализ психологических вызовов, угроз и рисков, порождаемых компьютеризацией образования // Вестник научной сессии факультета философии и психологии / Отв. ред. Ю.А. Бубнов. Воронеж : Изд. дом ВГУ, 2018. Вып. 18. С. 120–126.

23. Ендовицкий Д.А., Бубнов Ю.А., Гайдар К.М. Актуальные проблемы воспитания молодёжи в современной России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 5–11.

24. Минбалеев А.В. Проблемы использования искусственного интеллекта в противодействии киберпреступности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2020. Т. 20. № 4. С. 116–120. DOI: DOI: 10.14529/law200420

25. Миронов В.В. Процессы трансформации культуры в глобализирующемся мире: коммуникационный вектор // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. 2016. № 3. С. 3–25.

26. Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. М. : АСТ, 2014. 288 с.

27. Садовничий В.А. Университет ХХI века. Размышления об университетском образовании. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2018. 29 с.

28. Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 41–49.


Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)