Образование после пандемии: падение или подготовка к прыжку?
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-7-9-30
Аннотация
Статья представляет собой обзор анализа литературы по поводу изменений мирового образовательного пространства в период действия мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Цель работы – осмысление современного состояния и выявление возможных траекторий развития образовательных систем в «постпандемийную» эпоху.
Методология и методики исследования. Обзор и осмысление различных точек зрения на функционирование образовательных организаций в ситуации экстренного введения карантинных мер и неопределённости их последствий позволили обобщить основные вызовы, стоящие перед системой образования сегодня. Метод прогнозирования был применён для систематизации возможностей университетов в преодолении кризисных явлений и определения сильных сторон, которые могут быть положены в основу трансформации управления вузом. Результаты. Проведён анализ траекторий перспективной организации образовательного процесса в университете «постпандемийного» времени. Обоснованы основные пути адаптации образовательной системы к работе в условиях последствий наблюдаемого кризиса. Представлено авторское видение будущего высшей школы в России, неразрывно связанное с привлекательностью страны в глобальном образовательном пространстве. Научная новизна. Авторами систематизированы последствия влияния пандемии на различные секторы экономики, включая сектор образования. Представлены результаты анализа практического опыта функционирования образовательных систем в новых условиях. Показаны сценарии развития образовательных организаций в неблагоприятной динамической неопределённой среде. Практическая значимость.
Результаты исследования могут быть полезны при корректировке систем управления вузами и разработке стратегий выхода университетов из кризиса, вызванного COVID-19 и его последствиями.
Об авторах
В. В. БолговаРоссия
Болгова Виктория Владимировна – д-р юрид. наук, проф., проректор
443086, г. Самара, Московское шоссе, 34
М. А. Гаранин
Россия
Гаранин Максим Алексеевич – канд. техн. наук, доцент, и.о. ректора
443066, г. Самара, ул. Свободы, 2В
Е. А. Краснова
Россия
Краснова Елена Александровна – канд. филол. наук, доцент, директор института заочного и электронного обучения
443066, г. Самара, ул. Свободы, 2В
Л. В. Христофорова
Россия
Христофорова Любовь Валерьевна – канд. экон. наук, доцент, заместитель директора филиала по высшему образованию
460004, г. Оренбург, пр-т Бр. Коростелёвых, 28/1-28/2
Список литературы
1. Megahed N., Ghoneim E. Antivirus-built environment: Lessons learned from Covid-19 pandemic // Sustainable Cities and Society. 2020. Vol. 61. Article no. 102350. DOI: 10.1016/j.scs.2020.102350
2. Losh E. The War on Learning: Gaining Ground in the Digital University. Cambridge, MA : MIT Press, 2014. 302 p. DOI: 10.7551/mitpress/9861.001.0001
3. Wildavsky B. The Great Brain Race: How Global Universities Are Reshaping the World. Princeton, NJ : Princeton University Press, 2012. 272 p.
4. Altbach Ph., Reisberg L., Rumbley L. Trends in global higher education: Tracking an academic revolution. Rotterdam, Netherlands : Sense, 2010. URL: https://www.cep.edu.rs/public/Altbach,_Reisberg,_Rumbley_Tracking_an_Academic_Revolution,_UNESCO_2009.pdf (date of access: 15.10.2020).
5. Altbach Ph. G., de Wit H. Internationalization and Global Tension: Lessons from History // Journal of Studies in International Education. 2015. Vol. 19. No. 1 (February). P. 4–10. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1028315314564734
6. Альтбах Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования. М. : ВШЭ, 2018. 548 с. DOI: https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1712-3
7. Кузьминов Я.И., Песков Д.Н. Какое будущее ждёт университеты // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 202–233. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-202-233
8. Ravetz J. Deeper City: Synergistic pathways from smart to wise // Synergistic: A practical Guide. 2017. Vol. 85, July. URL: https://urban-3dotnet.files.wordpress.com/2013/11/synergistics-practical-guide-v0-85-july-2017.pdf (дата обращения: 10.06.2020).
9. Щербинин А.И. От «живых лабораторий» к «живому городу»: социальное пространство и миссия университета в эпоху умных городов // Праксема. Проблемы визуальной семиоти- ки. 2020. № 1 (23). С. 208–220. DOI: https://doi.org/10.23951/2312-7899-2020-1-208-220
10. Нариманова О.В. Концепция Университет 3. 0: перспективы реализации в России в условиях новой технологической революции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адапта- ция, развитие. 2019. № 2 (25). С. 350–363. DOI: 10.23888/humJ20192350-363
11. Marinoni G., Land H., Jensen T. The Impact of COVID-19 on Higher Education around the World. IAU Global Survey Report // International Association of Universities, May 2020. URL: https://www.iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_covid19_and_he_survey_report_final_may_2020.pdf (дата обращения: 10.06.2021).
12. Crawford J., Henderson K.B., Rudolph J., Malkawi B., Glowatz M., Burton R., Magni P.A., Lam S. COVID-19: 20 countries’ higher education intra-period digital pedagogy responses // Journal of Applied Learning & Teaching. 2020. Vol. 3. No. 1. P. 1–20. DOI: 10.37074/jalt.2020.3.1.7
13. Kafil Y. Mixed response but online classes to stay post COVID-19 // University World News. The Global Window on Higher Education. 2020. May 14. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200514121749886 (дата обращения: 10.06.2021).
14. Николаев Н.П. Логика преодоления: задачи в области образования в условиях коронавирусной инфекции // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 2–10. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.07.P.02
15. Шабанов Г.А. Пять уроков пандемии // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 11–17. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.07.P.11
16. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А., Захарова У.С., Григорьева А.В. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форсмажора // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59–74. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.014
17. Неборский Е.В. Сегодняшнее завтра: глобальные риски как фактор трансформации высшего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 4 (69). С. 62–74.
18. Глинкина О.В., Ганина С.А. Управление человеческим капиталом: образование в условиях перехода к индустрии 4.0 // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2020. № 3. С. 117–124. DOI: 10.25586/RNU.V9276.20.03.P.117
19. Дудин М.Н., Кононова Е.В. Управление высшим образованием в условиях больших вызовов и угроз, вызванных пандемией коронавируса COVID-19 // Проблемы рыночной экономики. 2020. № 2. С. 133–145. DOI: 10.33051/2500-2325-2020-2-133-145
20. Ольховая Т.А., Пояркова Е.В. Новые практики инженерного образования в условиях дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 142–154. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-142-154
21. Охлупина О.В. Вузы перед лицом пандемии: актуальные аспекты организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 24-28. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.07.P.24
22. Багреева Е.Г. Философия культуры, образования и права: уроки COVID-19 // Научные горизонты. 2020. № 6 (34). С. 5–20.
23. Музыка О.А. Бифуркации в природе и обществе: естественнонаучный и социосинергетический аспект // Современные наукоёмкие технологии. 2011. № 1. С. 87–91. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=26640 (дата обращения: 10.06.2021).
24. Талеб Н.Н. Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости: Пер. с англ. М. : КоЛибри, 2020. 736 с.