НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья представляет собой обзор анализа литературы по поводу изменений мирового образовательного пространства в период действия мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Цель работы – осмысление современного состояния и выявление возможных траекторий развития образовательных систем в «постпандемийную» эпоху.
Методология и методики исследования. Обзор и осмысление различных точек зрения на функционирование образовательных организаций в ситуации экстренного введения карантинных мер и неопределённости их последствий позволили обобщить основные вызовы, стоящие перед системой образования сегодня. Метод прогнозирования был применён для систематизации возможностей университетов в преодолении кризисных явлений и определения сильных сторон, которые могут быть положены в основу трансформации управления вузом. Результаты. Проведён анализ траекторий перспективной организации образовательного процесса в университете «постпандемийного» времени. Обоснованы основные пути адаптации образовательной системы к работе в условиях последствий наблюдаемого кризиса. Представлено авторское видение будущего высшей школы в России, неразрывно связанное с привлекательностью страны в глобальном образовательном пространстве. Научная новизна. Авторами систематизированы последствия влияния пандемии на различные секторы экономики, включая сектор образования. Представлены результаты анализа практического опыта функционирования образовательных систем в новых условиях. Показаны сценарии развития образовательных организаций в неблагоприятной динамической неопределённой среде. Практическая значимость.
Результаты исследования могут быть полезны при корректировке систем управления вузами и разработке стратегий выхода университетов из кризиса, вызванного COVID-19 и его последствиями.
В 2013–2020 гг. в России реализовывался проект “5-100”. Проектом предусматривалось вхождение пяти российских вузов в топ-100 ведущих международных рейтингов университетов. Для достижения данной цели каждому из 21 вуза, входящего в группу университетов, отобранных для участия в проекте, выделялся большой объём дополнительного государственного финансирования. В этом проекте участвовали два томских университета – Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) и Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). Несмотря на то что исходные условия для обоих университетов были одинаковыми, результаты их деятельности к моменту окончания проекта оказались существенно различными. В статье предпринята попытка объяснить это различием корпоративных культур этих университетов. Исследование культур проводилось методом OCAI. Интерпретация результатов исследования показала, что корпоративная культура ТГУ оказалась более конкурентоспособной, чем культура ТПУ. Это обстоятельство подтверждено сравнением культур ТПУ и ТГУ с культурами зарубежных университетов.
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Деятельность аспирантуры и сети диссертационных советов отражает этапы формирования исследователя с учёной степенью. Это означает, что их деятельность должна быть согласована. В статье рассматриваются несколько подходов согласования: на уровне каждой организации – по наличию или отсутствию одного из участников траектории и на тематическом уровне. По каждому подходу рассчитаны статистические оценки согласованности, приведены картографические представления показателей в разрезе субъектов федерации. Проведённый анализ показал, что в целом есть территориальное согласование организаций подготовки аспирантов и организаций, в которых может быть защищена кандидатская диссертация.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Формирование и развитие в недрах университета сетевого капитала актуализируют вопрос его влияния на качественные характеристики социального капитала города. Теоретическими основаниями изучения подобного воздействия выступают базовые положения сетевого подхода и теории социального капитала. В работе раскрываются особенности функционирования современного университета как сложного сетевого объекта, выявляются характеристики межличностных связей, возникающих в его социокультурной среде. К таковым отнесены: культурная гомогенность, формирование совместной реальности, оптимизация коммуникативных процессов, необходимость сотрудничества. С учётом выявленной на основе категории доверия и солидарности специфики характеризуется доступный субъектам социального взаимодействия сетевой капитал. При этом доверие и солидарность выступают не только центральными, но и необходимыми структурными элементами сетевого капитала университета, прежде всего потому, что особенности организации сетевого взаимодействия диктуют участникам отношений предпочтительные стратегии совместного поведения, в которые встроены данные феномены. Таким образом, являясь держателем интеллектуальных ресурсов и сети межличностных связей, университет продуцирует эффективные способы расширения социального капитала города. Это делается, во-первых, через уникальную социально-сетевую организацию, способную к стремительной мобилизации и открывающую доступ к формированию временных коллективов с глубокими и разносторонними компетенциями, порождающих «быстрое доверие»; во-вторых, – через обезличенное доверие, формирующее убеждённость общества в том, что университет обладает некоей универсальной компетентностью по волнующим вопросам жизни города и горожан.
Под аксиологикой университета авторы понимают институт ценностей, логически связанный с природой научного образовательного знания как предмета и цели основной деятельности вуза. Ключевым критерием знания утверждается доказательная достоверность, смысл которой раскрывается в статье с позиции русского интуитивизма, соединяющего метод рефлексивного анализа с традицией онтологического доказательства. В соответствии с сущностной ориентацией университета на воспроизводство знания как безусловного общественного блага, он квалифицируется как миссиотропная организация. Идея университетской миссиотропной аксиологики предлагается в качестве гуманистической альтернативы капиталистическому идеалу глобальной социальной гармонии. С опорой на методологический потенциал фундаментальной мотивационной матрицы (ФММ) выявляются кастовые атрибуты последнего, раскрывается специфический характер апелляции к моральной ответственности в контексте корпоративного управления, отмечается тенденция к юридизации и этической ответственности в связи с её инструментальной трактовкой в условиях глобальной рыночной конкуренции.
В статье анализируется проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» на предмет приведённых в них наименований квалификаций. Предлагается унификация наименований квалификаций, присваиваемых после завершения магистратуры, а также даются предложения по квалификациям после освоения программ специалитета.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обеспечение конкурентоспособности педагогических вузов и их выпускников – одна из стратегических задач в сфере образования и экономики страны. Её достижение требует ориентации основных образовательных программ и технологий их реализации на потребности современной школы. Данное обстоятельство обусловливает необходимость переосмысления подходов к организации подготовки будущих учителей, усиление её практической направленности посредством расширения зоны ответственности работодателей. Цель настоящей статьи – на основе анализа существующего регионального опыта подготовки педагогических кадров, базирующегося на реализации социально-профессионального партнёрства, выявить перспективные направления его развития. Изучение роли и направлений реализации партнёрских отношений между работодателем и педагогическим вузом при подготовке современных выпускников – будущих учителей осуществлялось на основе теоретических и эмпирических методов исследования. Анализ роли работодателя в процессе профессиональной подготовки осуществлялся на основе анкетирования и экспертных интервью. Эмпирическим материалом выступили жизненный опыт преподавателей института математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева и работодателей – директоров образовательных учреждений среднего образования Красноярского края и республики Хакассия. В статье сделан вывод о том, что социально-профессиональное партнёрство выступает необходимой частью профессиональной подготовки будущих учителей в соответствии с современными требованиями и стандартами. Детализированы роль и направления реализации партнёрских отношений между работодателями и педагогическим вузом при подготовке будущих учителей. Практическая значимость состоит в использовании полученных результатов в системе высшего педагогического образования с целью обеспечения качественной профессиональной подготовки выпускников.
Цифровизация бизнеса и общества в целом неизбежно влияет практически на все сферы деятельности, и сфера образования не является исключением. В эту отрасль быстро приходят новые информационные высокотехнологичные инструменты и решения, без которых дальнейшее развитие и реализация образовательного процесса уже невозможны. Целевая аудитория любой образовательной организации сегодня информационно продвинута и предпочитает черпать полезную информацию в соцсетях, нередко принимая на её основе бизнес-решения. Такие условия выдвигают новые требования к образовательным организациям по повышению их активности в соцсетях, и прежде всего – по формированию цифрового имиджа. Поскольку лицом образовательной организации являются преподаватели как субъекты, непосредственно взаимодействующие с обучающимися, их персональный цифровой имидж играет немаловажную роль в формировании корпоративного имиджа вуза. Актуальность данной статьи – в исследовании процессов формирования цифрового имиджа преподавателями предпринимательских университетов как флагманов и рыночно-ориентированных субъектов отечественного высшего образования.
Цель статьи – оценить потребность преподавателей предпринимательских университетов в формировании своего цифрового имиджа. Для достижения цели в статье рассмотрены черты предпринимательского университета и особенности его корпоративного имиджа, показана необходимость формирования цифрового имиджа преподавателя и выявлены стратегии такого формирования в социальных сетях. Проведено исследование представленности преподавателей российских предпринимательских университетов в сети Интернет, в том числе в соцсетях, и сравнение результатов с аналогичной представленностью преподавателей зарубежных университетов.
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
В статье описан практический опыт реализации экспериментальной модели обучения академическому письму студентов-нелингвистов гуманитарных направлений на трёх уровнях обучения: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Необходимость повышения качества отечественных научных публикаций, подаваемых в высокорейтинговые журналы, требует поиска новых эффективных педагогических технологий. Теоретико-методологический анализ, а также результаты эмпирических наблюдений показывают, что основные проблемы, возникающие при написании научных статей русскоязычными авторами, делятся на две категории: выраженный русский акцент, который создаёт межъязыковой барьер и препятствует пониманию, и нарушения академического стиля, которые приводят к возникновению межакадемического барьера. В описываемом исследовании общей продолжительностью 10 лет приняли участие 25 студентов Петрозаводского государственного университета в возрасте от 17 до 28 лет, последовательно прошедших бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. На каждом из трёх этапов обучения участники выполняли комплекс заданий, направленный на системное формирование компетенции иноязычного академического письма через создание аннотации к научной статье (уровень бакалавриата), тезисов доклада на конференции (уровень магистратуры) и полноценной научной статьи (уровень магистратуры). Для сбора и обработки данных было проведено анкетирование открытого типа, а также применялись метод наблюдения, экспертное оценивание и методы описательной статистики. Полученные результаты показали, что при использовании системного подхода структурно-стилистические проблемы, возникающие при написании научного текста на английском языке, можно эффективно устранить к моменту окончания обучения. Однако сложности, связанные с проявлениями русского акцента в письменном англоязычном дискурсе, характеризуются большей степенью резистентности. Делается вывод, что систематическое развитие навыков академического письма на английском языке позволит преодолеть барьеры, препятствующие интернационализации российской науки.
Глобальное развитие науки определяет требования к осуществлению эффективной международной коммуникации, что предполагает развитие академической грамотности исследователя. Иноязычная коммуникация в профессиональной академической среде требует владения языком академического дискурса. Для формирования академического дискурса как составляющей академической грамотности решающее значение имеют навыки академического письма. Высшие учебные заведения признают необходимость создания курсов академического письма, разработки их содержания и определения их места в учебных планах. Следуя запросам времени и потребностям академического сообщества, преподаватели СамГТУ разработали курс академического письма на английском языке для повышения академической и методологической грамотности студентов и молодых учёных. Полагаем, что развитие ключевых компетенций образования и коммуникативной иноязычной компетенции для академического и профессионального взаимодействия может способствовать успешной интеграции молодых исследователей в международную научную среду. При разработке курса для формирования академической грамотности учитывался опыт зарубежных исследований, содержание методик и учебных программ в области академического письма и академического чтения.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В работе на основе анализа практикуемых стратегий интернационализации показано, что основным её источником является международная студенческая мобильность, в основе которой лежит способность, готовность и взаимозаинтересованность в сотрудничестве трёх субъектов: страны импорта образования, страны экспорта образования и вуза страны экспорта образования, предлагающего свои образовательные услуги для населения страны импорта образования. Успешность этого процесса зависит от некоторого набора факторов политики, экономики, социологии и технологии, характерных для каждого из трёх участников. Авторами предложен общий для всех участников перечень критериев, оценивающих в единой шкале показатели выделенных факторов: политическая (административная) устойчивость, степень взаимодействия участников, законодательство в сфере образования, взаимная привлекательность субъектов, уровень административных барьеров, особенности демографической ситуации, состояние экономики, востребованность направлений подготовки, логистическая доступность, количество выпускников субъекта, языковая привлекательность программ подготовки, уровень профориентационных мероприятий, соответствие уровней подготовленности абитуриентов требованиям страны-экспортёра образования, конкуренция на рынке образовательных услуг, доступность дистанционных образовательных технологий, уровень развития и динамика инноваций. Интегральная оценка прогноза эффективности работы вуза-экспортёра с населением конкретной страны импорта образования осуществляется путём анализа построенной многоуровневой иерархической структуры. На каждом уровне иерархической структуры свёртка элементов иерархии производится с использованием среднего функционального Колмогорова – Нагумо. В работе приведены примеры использования предлагаемой методики количественной и сравнительной оценки потенциала стран-импортёров образования, что позволяет международным службам университета определять пул наиболее привлекательных стран с точки зрения организации международной студенческой мобильности, и, соответственно, концентрации административных и финансовых ресурсов в выбранном направлении, для принятия решения о целесообразности продвижения бренда вуза на зарубежном рынке образовательных услуг. Модель может быть легко модифицирована путём добавления актуальных для данного вуза и времени параметров, существенно влияющих на международную студенческую мобильность, или исключения слабо влияющих.
В статье рассматриваются процессы интернационализации, приводятся сведения о количестве иностранных студентов в различных странах и в России, обсуждаются аргументы выбора страны обучения международными студентами, в том числе с учётом социокультурных и языковых предпочтений. Поднимается вопрос о статусе русского языка в центральноазиатских странах – бывших республиках Советского Союза. Приводятся сведения об экспансии западных и восточных стран в образовательную систему этих стран. Делается вывод о необходимости более активного выхода российских вузов на международный рынок образовательных услуг, особенно в тех областях, где РФ имеет неоспоримые достижения (естественнонаучные направления подготовки и т.д.).
В данной статье анализируется процесс обучения иностранных студентов в региональном вузе в условиях ограничений, связанных с пандемией COVID-19, с использованием цифровых технологий. В настоящее время вузам, в особенности техническим, отводится ведущая роль в освоении и распространении цифровых технологий. Авторы считают, что достижение этих задач предполагает изменение содержания учебных дисциплин и курсов, в том числе направленных на повышение цифровой грамотности. Современным форматом образовательного процесса является концепция объединения технологий аудиторно-лекционной системы и технологий электронного обучения (ЭО), что в ВолгГТУ обеспечивается электронной платформой Microsoft Teams, которая позволила организовать групповую работу. При смешанном формате обучения модульный принцип организации программы учебной дисциплины авторам представляется более целесообразным. Авторы анализируют итоги первого этапа цифровизации образовательного процесса (II семестр 2019/20 уч. г.). В основе этого анализа – успеваемость студентов (российских и иностранных) и данные опроса преподавателей и студентов об эффективности дистанционного обучения. Отмечается (по итогам учебной аналитики), во-первых, снижение абсолютной успеваемости студентов при обучении с использованием ДОТ и ЭО, обусловленное низким уровнем самоорганизации студентов и неподготовленностью учебного материала для предъявления в цифровом формате; во-вторых, снижение качества преподавания, которое демонстрирует неготовность преподавателей к использованию возможностей этой формы обучения; и, в-третьих, констатация невозможности полного перевода преподавания в вузе в цифровую среду. Кроме этого, авторы описывают проблемы, с которыми сталкиваются региональные вузы в процессе цифровизации образовательного процесса и реализации программы экспорта российского образования.
Предлагается модель предмагистерской подготовки иностранных граждан, основанная на формировании профессионально-языковой компетентности иностранных предмагистрантов в период обучения на подготовительном факультете, а также рассматриваются педагогические технологии её реализации. Поступая на подготовительный факультет, предмагистранты имеют некоторые навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности, но у них в силу объективных причин отсутствует умение формулировать собственно научные знания на неродном языке, нет навыка письма на неродном языке, чтения профессиональной литературы, навыка создавать собственный научный текст, оформлять высказывание и презентовать его. Авторы предлагают определённую стратегию обучения, при которой предмагистрант обретает навыки устной и письменной речи, учится продуцировать полноценное монологическое научное высказывание на русском языке. Предмагистерская подготовка иностранных граждан характеризуется индивидуальным подходом к будущим магистрантам. Формируя стратегию развития профессионально-языковой компетентности иностранного предмагистранта, авторы реализуют процесс обучения различными методами, такими как личностно-ориентированный, грамматико-переводной, коммуникативный методы и метод проектов. В статье проанализированы результаты первичного мониторинга реализации программы предмагистерской подготовки на подготовительном факультете Волгоградского государственного технического университета и сформулированы предложения по дальнейшему её развитию.
ISSN 2072-0459 (Online)