Социально-профессиональное партнёрство в подготовке педагогических кадров: региональные практики
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-7-81-90
Аннотация
Обеспечение конкурентоспособности педагогических вузов и их выпускников – одна из стратегических задач в сфере образования и экономики страны. Её достижение требует ориентации основных образовательных программ и технологий их реализации на потребности современной школы. Данное обстоятельство обусловливает необходимость переосмысления подходов к организации подготовки будущих учителей, усиление её практической направленности посредством расширения зоны ответственности работодателей. Цель настоящей статьи – на основе анализа существующего регионального опыта подготовки педагогических кадров, базирующегося на реализации социально-профессионального партнёрства, выявить перспективные направления его развития. Изучение роли и направлений реализации партнёрских отношений между работодателем и педагогическим вузом при подготовке современных выпускников – будущих учителей осуществлялось на основе теоретических и эмпирических методов исследования. Анализ роли работодателя в процессе профессиональной подготовки осуществлялся на основе анкетирования и экспертных интервью. Эмпирическим материалом выступили жизненный опыт преподавателей института математики, физики и информатики КГПУ им. В.П. Астафьева и работодателей – директоров образовательных учреждений среднего образования Красноярского края и республики Хакассия. В статье сделан вывод о том, что социально-профессиональное партнёрство выступает необходимой частью профессиональной подготовки будущих учителей в соответствии с современными требованиями и стандартами. Детализированы роль и направления реализации партнёрских отношений между работодателями и педагогическим вузом при подготовке будущих учителей. Практическая значимость состоит в использовании полученных результатов в системе высшего педагогического образования с целью обеспечения качественной профессиональной подготовки выпускников.
Об авторе
О. В. ТумашеваРоссия
Тумашева Ольга Викторовна – канд. пед. наук, доцент
660049, г. Красноярск, ул. Перенсона, 7
Список литературы
1. Smith K. Partnerships in Teacher Education – Going Beyond the Rhetoric, with Reference to the Norwegian Context // CEPS Journal. 2016. Vol. 6. no. 3. Р. 17–36. URL: https://www.cepsj.si/index.php/cepsj/article/view/63 (дата обращения: 16.06.2021).
2. Soslau E., Gallo-Fox J., Scantlebury K. The Promises and Realities of Implementing a Coteaching Model of Student Teaching // Journal of Teacher Education. 2019. Vol. 70. no 3. Р. 265–279. DOI: 10.1177/0022487117750126
3. Richmond G. The power of community partnership in the preparation of teachers // Journal of Teacher Education. 2017. Vol. 68. no. 1. Р. 6–8. DOI: 10.1177/0022487116679959
4. Shukshina T.I., Gorshenina S.N., Buyanova I.B., Neyasova I.A. Practice-oriented teachers’ training: innovative approach // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. no. 16. P. 9125–9135. URL: http://www.ijese.net/makale/1152.html (дата обращения: 16.06.2021).
5. Lillejord S., Børte K. Partnership in teacher education – A research mapping // European Journal of Teacher Education. 2016. Vol. 39. No. 5. P. 550–563. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768/2016/1252911
6. Чванова М.С. Социальное партнёрство в сфере профессионального образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2006. № 2 (10). С. 47–55.
7. Прозументова Г.Н. Потенциал взаимодействия вузов и школы: эмпирические модели // Вестник Томского университета. 2012. № 358. С. 182–188.
8. Щеголев Д.Л., Косова Н.М., Лихачева С.Ю., Павлова Л.В. Технология организации сетевого партнёрства в рамках взаимодействия «школа – вуз» // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 118–123.
9. Пинская М.А., Пономарева А.А., Косарецкий С.Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в России // Вопросы образования. 2016. № 2 С. 100–124. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-2-100-124
10. Жукова Н.В., Ляпина О.А., Панькина В.В. Партнёрство педагогического вуза и школы как средство совершенствования процесса подготовки будущих учителей химии // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 141–154. doi: 10.32744/pse.2019.4.12
11. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 105–126.
12. Bullough R.V., Draper R.J. Making sense of the failed triad: Mentors, university supervisors and positioning theory // Journal of Teacher Education. 2004. Vol. 55(5). P. 407–420.
13. Mokshina N.G. Pedagogical Maintenance of Future Teachers’ Practice-Oriented Training // Indian Journal of Science and Technology. 2015. Vol. 8. (S10). 8 р. DOI: 10.17485/ijst/2015/v8iS10/84853
14. Геращенко И.П. Развитие эффективного взаимодействия между работодателями и педагогическими университетами // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т.4. № 6. URL: http://mir-nauki.com/PDF/22PDMN616.pdf (дата обращения 16.06.2021).
15. Зиновьева М.П. Включение работодателей в процесс подготовки будущих педагогов // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе: Кирюшкинские чтения. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. Е.Н. Ахтырской, Л.В. Борзовой, М.А. Мазаловой. Саратов, 2017. С. 124–129.
16. Тумашева О.В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 63–70.