Системный подход к обучению академическому письму: практический опыт
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-7-105-116
Аннотация
В статье описан практический опыт реализации экспериментальной модели обучения академическому письму студентов-нелингвистов гуманитарных направлений на трёх уровнях обучения: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Необходимость повышения качества отечественных научных публикаций, подаваемых в высокорейтинговые журналы, требует поиска новых эффективных педагогических технологий. Теоретико-методологический анализ, а также результаты эмпирических наблюдений показывают, что основные проблемы, возникающие при написании научных статей русскоязычными авторами, делятся на две категории: выраженный русский акцент, который создаёт межъязыковой барьер и препятствует пониманию, и нарушения академического стиля, которые приводят к возникновению межакадемического барьера. В описываемом исследовании общей продолжительностью 10 лет приняли участие 25 студентов Петрозаводского государственного университета в возрасте от 17 до 28 лет, последовательно прошедших бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. На каждом из трёх этапов обучения участники выполняли комплекс заданий, направленный на системное формирование компетенции иноязычного академического письма через создание аннотации к научной статье (уровень бакалавриата), тезисов доклада на конференции (уровень магистратуры) и полноценной научной статьи (уровень магистратуры). Для сбора и обработки данных было проведено анкетирование открытого типа, а также применялись метод наблюдения, экспертное оценивание и методы описательной статистики. Полученные результаты показали, что при использовании системного подхода структурно-стилистические проблемы, возникающие при написании научного текста на английском языке, можно эффективно устранить к моменту окончания обучения. Однако сложности, связанные с проявлениями русского акцента в письменном англоязычном дискурсе, характеризуются большей степенью резистентности. Делается вывод, что систематическое развитие навыков академического письма на английском языке позволит преодолеть барьеры, препятствующие интернационализации российской науки.
Ключевые слова
Об авторах
И. Е. АбрамоваРоссия
Абрамова Ирина Евгеньевна – д-р филол. наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков гуманитарных направлений
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
А. В. Ананьина
Россия
Ананьина Анастасия Валерьевна – старший преподаватель
185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33
Список литературы
1. Добрынина О.Л. Пропедевтика ошибок при написании англоязычной авторской аннотации к научной статье // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 42–50. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/241/191 (дата обращения: 06.05.2021).
2. Дугарцыренова В.А. Трудности обучения иноязычному академическому письму // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 106–112. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/456/406 (дата обращения: 06.05.2021).
3. Шимановская Л.А. Анализ типичных ошибок в аннотациях на английском языке к научным статьям по проблемам инженерной экологии // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 24. С. 240–244.
4. Болсуновская Л.М., Рыманова И.Е. Академическое письмо: проблемы и пути решения при обучении студентов инженерных специальностей // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 77–85. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-77-85
5. Ерёмина В.М. Особенности обучения написанию аннотаций на английском языке // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2016. Т. 11. № 6. С. 86–92. DOI: 10.21209/2308-8796-2016-11-6-86-92
6. Чуйкова Э.С. Академическое письмо: какое содержание актуально для России? // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 59–67. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/903/824 (дата обращения: 06.05.2021).
7. Matsuda P.K. Process and Post-Process: A Discursive History // Journal of Second Language Writing. 2003. Vol. 12. Issue 1. P. 65–83. DOI: 10.1016/S1060-3743(02)00127-3
8. Cheng An. Examining the “Applied Aspirations” in the ESP Genre Analysis of Published Journal Articles // Journal of English for Academic Purposes. 2019. Vol. 38. P. 36–47. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2018.12.005
9. Ivanič R. Discourses of Writing and Learning to Write // Language and Education. 2004. Vol. 4. Issue 3. P. 220–245. DOI: https://doi.org/10.1080/09500780408666877
10. Обдалова О.А. Когнитивно-дискурсивная технология в обучении иноязычной межкультурной коммуникации // Язык и куль- тура. 2018. № 44. С. 279–305. DOI: 10.17223/19996195/44/18
11. Короткина И.Б. Английский язык для научно-публикационных целей как новое направление педагогических исследований // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1. № 4 (52). С. 115–130.
12. Weier Ye. Overview of Academic Writing in China: A Response to Wesley O’Morrow’s Materials Review, “Texts in Context: Textbook Choice in an Evolving ELT Environment” // NYS TESOL Journal. 2018. Vol. 4. No. 1. P. 66–73. URL: http://journal.nystesol.org/january2018/8WeierYe.pdf (дата обращения: 06.05.2021).
13. Holliday A., Aboshiha P., Swan A. (Eds.). (En) Countering Native-speakerism: Global Perspectives. Series: Palgrave Advances in Language and Linguistics. London : Palgrave Macmillan, 2015. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137463500
14. Chovanec J. Written Academic Discourse in English: From Local Traditions to Global Outreach // Brno Studies in English. 2012. No. 38(2). P. 5–16. DOI: 10.5817/BSE2012-2-1
15. Snyder H. Literature Review as a Research Methodology: An Overview and Guidelines // Journal of Business Research. 2019. Vol. 104. P. 333–339. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.07.039
16. Moradi M., Karimpour Z. The Effect of Online Peer Feedback on the Academic Writing Ability of Iranian EFL Learners // International Education Studies. 2012. Vol. 5. No. 2. P. 113–117. DOI: 10.5539/ies.v5n2p113
17. Tonogbanua J.R. Exploring Collaborative E-Portfolio Project for Teaching and Learning Academic Writing // Asian EFL Journal. 2018. Vol. 20. Issue 12. P. 173–193. URL: https://www.elejournals.com/asian-efl-journal/the-asian-efljournal-quarterly-volume-20-issue-12-3-december-2018/ (дата обращения: 06.05.2021).