Стратегия формирования профессионально-языковой компетентности иностранных предмагистрантов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-7-149-157
Аннотация
Предлагается модель предмагистерской подготовки иностранных граждан, основанная на формировании профессионально-языковой компетентности иностранных предмагистрантов в период обучения на подготовительном факультете, а также рассматриваются педагогические технологии её реализации. Поступая на подготовительный факультет, предмагистранты имеют некоторые навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности, но у них в силу объективных причин отсутствует умение формулировать собственно научные знания на неродном языке, нет навыка письма на неродном языке, чтения профессиональной литературы, навыка создавать собственный научный текст, оформлять высказывание и презентовать его. Авторы предлагают определённую стратегию обучения, при которой предмагистрант обретает навыки устной и письменной речи, учится продуцировать полноценное монологическое научное высказывание на русском языке. Предмагистерская подготовка иностранных граждан характеризуется индивидуальным подходом к будущим магистрантам. Формируя стратегию развития профессионально-языковой компетентности иностранного предмагистранта, авторы реализуют процесс обучения различными методами, такими как личностно-ориентированный, грамматико-переводной, коммуникативный методы и метод проектов. В статье проанализированы результаты первичного мониторинга реализации программы предмагистерской подготовки на подготовительном факультете Волгоградского государственного технического университета и сформулированы предложения по дальнейшему её развитию.
Об авторах
Е. С. ИонкинаРоссия
Ионкина Елена Сергеевна – канд. пед. наук, доцент
400005, г. Волгоград, просп. им. В.И. Ленина, 28
О. С. Харламов
Россия
Харламов Олег Сергеевич – канд. физ.-мат. наук, доцент
400005, г. Волгоград, просп. им. В.И. Ленина, 28
Список литературы
1. Deardorff D.K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization // Journal of Studies in International Education. 2006. Vol. 10, no. 3, pp. 241–266. DOI: 10.1177/1028315306287002
2. Gianna H. The role of international student interactions in English as a lingua franca in L2 acquisition, L2 motivational development and intercultural learning during study abroad // Studies in second language learning and teaching. 2019. Vol. 9. no. 3. Р. 495–517. DOI: https://doi.org/10.14746/ssllt.2019.9.3.4
3. Kormos J., Csizér K., Iwaniec J. A mixed-method study of language-learning motivation and intercultural contact of international students // Journal of Multilingual and Multicultural Development. 2014. Vol. 35. no. 2. Р. 151–166. DOI: 10.1080/01434632.2013.847940
4. Hernández T. The Relationship Among Motivation, Interaction, and the Development of Second Language Oral Proficiency in a Study-Abroad Context // The Modern Language Journal. 2010. Vol. 94. no. 4. Р. 600–617. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-4781.2010.01053.x
5. Matthews P.H. Factors influencing self-efficacy judgments of university students in foreign language tutoring // Modern Language Journal. 2010. Vol. 94. no. 4. Р. 618–635. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-4781.2010.01057.x
6. Меликян А.В. Типология международной образовательной деятельности российских вузов // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 140–150.
7. Блаженков В.В., Емелин Н.М., Голодкова О.В. Кластерный анализ инновационной деятельности российских вузов // Известия института инженерной физики. 2014. №. 34. С. 94–98.
8. Краснощеков В.В., Рудь В.Ю., Семенова Н.В. Математические и физические дисциплины в подготовке иностранных предмагистрантов // Современные наукоёмкие технологии. 2020. № 9. С. 162–167. DOI: 10.17513/snt.38234
9. Arseniev D.G., Gorbenko V.D., Krasnoshchekov V.V., Rud V.Yu. Forming of Professional Culture of Foreign Students of Pre-Master Training Program // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 19th PCSF Conference: Professional Culture of the Specialist of the Future. 2019. Vol. LXXIII. Р. 794-805. DOI:10.15405/epsbs.2019.12.84
10. Краснощеков В.В., Рудь В.Ю., Давыдов В.В. Модели обучения иностранных предмагистрантов инженерных профилей подготовки // Современные наукоёмкие технологии. 2018. № 12-1. С. 214–219. DOI: 10.17513/snt.37290
11. Гузарова Н.И., Кашкан Г.В., Шахова Н.Б. Предмагистерская подготовка иностранных граждан // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 84–89.
12. Ионкина Е.С. Экспериментальное исследование факторов и условий формирования профессионально-языковой компетентности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. Т. 65. № 1. C. 50–53.
13. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. 272 с.