Проблемы обучения иностранных студентов в условиях пандемии
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-7-158-167
Аннотация
В данной статье анализируется процесс обучения иностранных студентов в региональном вузе в условиях ограничений, связанных с пандемией COVID-19, с использованием цифровых технологий. В настоящее время вузам, в особенности техническим, отводится ведущая роль в освоении и распространении цифровых технологий. Авторы считают, что достижение этих задач предполагает изменение содержания учебных дисциплин и курсов, в том числе направленных на повышение цифровой грамотности. Современным форматом образовательного процесса является концепция объединения технологий аудиторно-лекционной системы и технологий электронного обучения (ЭО), что в ВолгГТУ обеспечивается электронной платформой Microsoft Teams, которая позволила организовать групповую работу. При смешанном формате обучения модульный принцип организации программы учебной дисциплины авторам представляется более целесообразным. Авторы анализируют итоги первого этапа цифровизации образовательного процесса (II семестр 2019/20 уч. г.). В основе этого анализа – успеваемость студентов (российских и иностранных) и данные опроса преподавателей и студентов об эффективности дистанционного обучения. Отмечается (по итогам учебной аналитики), во-первых, снижение абсолютной успеваемости студентов при обучении с использованием ДОТ и ЭО, обусловленное низким уровнем самоорганизации студентов и неподготовленностью учебного материала для предъявления в цифровом формате; во-вторых, снижение качества преподавания, которое демонстрирует неготовность преподавателей к использованию возможностей этой формы обучения; и, в-третьих, констатация невозможности полного перевода преподавания в вузе в цифровую среду. Кроме этого, авторы описывают проблемы, с которыми сталкиваются региональные вузы в процессе цифровизации образовательного процесса и реализации программы экспорта российского образования.
Об авторах
Е. В. ТюменцеваРоссия
Тюменцева Елена Владимировна – канд. филол. наук, доцент
400131, г. Волгоград, проспект им. В. И. Ленина, 28
Н. В. Харламова
Россия
Харламова Наталья Владимировна – канд. филол. наук, доцент
400131, г. Волгоград, проспект им. В. И. Ленина, 28
А. Е. Годенко
Россия
Годенко Алексей Ефимович – канд. техн. наук, доцент
400131, г. Волгоград, проспект им. В. И. Ленина, 28
Список литературы
1. Ehlers U.-D., Kellermann S.A. Future skills: the future of learning and higher education. Results of the International Future Skills Delphi Survey. Karlsruhe, 2019. 336 p. URL: https://nextskills.files.wordpress.com/2019/03/2019-02-23-delphi-report-final.pdf (дата обращения: 23.06.2021).
2. Андрюшкова О.В., Горбунов М.А., Козлова А.В. Learning management system как необходимый элемент blended learning // Открытое образование. 2017. Т. 21. № 3. С. 80–88. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2017-3-80-88
3. Oliveira P.C., Cunha C., Nakayama M.K. Learning Management Systems (LMS) and e-Learning management: An integrative review and research agenda // JISTEM-Journal of Information Systems and Technology Management. 2016. Vol. 13. No. 2. P. 157–180. DOI: https://dx.doi.org/10.4301/S1807-17752016000200001
4. Федосеева О.Ю. Анализ эффективности самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2015. № 2 (24). С. 1–10.
5. Стародубцев В.А., Ситникова О.В., Лобаненко О.Б. Оптимизация контента онлайн-курса по данным статистики активности пользователей // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 119–127. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-119-127
6. Озерова Г.П. Оценка самостоятельной работы студентов при смешанном обучении на основе данных учебной аналитики // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 117–126. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-117-126
7. Водолад С.Н., Зайковская М.П., Ковалева Т.В., Савельева Г.В. Дистанционное обучение в вузе // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. №1 (13). URL: https://apimag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/260/ (дата обращения: 23.06.2021)
8. The ITU Digital World 2019. Budapest. 09–12.09. 2019. URL: https://digital-world.itu.int/events/2019-budapest/highlights-from-telecom-world-2019-budapest/ (дата обращения 23.06.2021).
9. Ивановский Б.Г. Цифровизация высшего образования в Европе и России: преимущества и риски // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 1. С. 80–95. DOI: 10.31249/snsn/2021.01.07
10. COVID-19 education response: How many students are at risk of not returning to school? UNESCO. 2020. 30.07. 23 p. URL: https://www.gcedclearinghouse.org/resources/unesco-covid-19-education-response-how-many-students-arerisk-not-returning-school (дата обращения: 04.02.2021).