Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19

Аннотация

Цель данной статьи – рассмотрение изменений педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте стремительной трансформации высшего образования, а также в теоретико-эмпирическом обосновании значимости осмысления преподавателем ценностно-смыслового измерения своей деятельности. От преподавателя сегодня требуется владение современными принципами и идеями педагогики высшей школы, что позволяет критически анализировать продуктивность применяемых образовательных стратегий и методик. Проведённое исследование базировалось на методологии постнеклассической науки, что предполагало использование качественных методов исследования, направленных на сближение объяснительного и интерпретационных исследовательских подходов, на интерпретацию представлений, мнений, установок, ценностей стейкхолдеров в качестве полноправных «данных».

В статье охарактеризованы результаты изучения отношения преподавателей вузов к изменениям, ценностные ориентиры происходящих изменений, а также основные трудности, с которыми сталкиваются преподаватели вузов в условиях цифровизации образования: проектирование образовательных и учебных программ, современного учебно-методического комплекса, организация в образовательном процессе продуктивной самостоятельной работы и коммуникации со студентами. Приводятся основные направления преодоления выявленных сложностей: построение в рамках ФГОС ВО гибких учебных планов, развитие цифровой образовательной среды вуза, обновление содержания программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Делается вывод о возрастании значимости педагогического знания в профессиональной деятельности преподавателя современного университета.

 

Об авторах

И. С. Батракова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Батракова Инесса Сергеевна – д-р пед. наук, проф.

191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 11



Е. Н. Глубокова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Глубокова Елена Николаевна – канд. пед. наук, доцент

191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 11



С. А. Писарева
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Писарева Светлана Анатольевна – член-корр. РАО, д-р пед. наук, проф.

191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 11



А. П. Тряпицына
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Тряпицына Алла Прокофьевна – академик РАО, д-р пед. наук, проф.

191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, корп. 11



Список литературы

1. Степанова С.Н. Трансформация «идеи университета» в эволюционирующем образовательном пространстве. Томск, 2012. 128 с.

2. Степин В.С. От теоретического знания – к постнеклассическим практикам // Постнеклассические практики: опыт концептуализации. СПб. : Миръ, 2012. 536 с.

3. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3–18.

4. Краевский В.В. Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки // Актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки: материалы Всерос. методолог. конф.-семинара. Краснодар – М., 2008.

5. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. № 8-9 (215). С. 121–130.

6. Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Котенко В.В. Актуализация педагогической деятельности преподавателя вуза в современных социокультурных условиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-4. С. 678–681. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9900 (дата обращения: 09.07.2021).

7. Глубокова Е.Н. Вариативность подготовки преподавателя современного вуза к решению профессиональных задач // РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. № 167. С. 114–122.

8. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Методологические аспекты перехода к новой организации образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9. № 3 (35). С. 281–288. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-281-288

9. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: Обоснованная теория. Процедуры и техники / Пер. с англ. Т.С. Васильевой. М. : Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.

10. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М. : Добросвет, 1998. 292 с.

11. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: Философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1. С. 16–29. DOI 10.15826/umpa.2017.01.002

12. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. С. 3–6.

13. Копырин А.С. Дистанционные формы образования как инструмент перехода к современной модели бакалавриата // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 3. С. 372–376.

14. Полупан К.Л. Интерактивная интеллектуальная среда – цифровая технология непрерывного образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 90–95. doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-90-95


Рецензия

Просмотров: 2128


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)