ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Цель данной статьи – рассмотрение изменений педагогической деятельности преподавателя вуза в контексте стремительной трансформации высшего образования, а также в теоретико-эмпирическом обосновании значимости осмысления преподавателем ценностно-смыслового измерения своей деятельности. От преподавателя сегодня требуется владение современными принципами и идеями педагогики высшей школы, что позволяет критически анализировать продуктивность применяемых образовательных стратегий и методик. Проведённое исследование базировалось на методологии постнеклассической науки, что предполагало использование качественных методов исследования, направленных на сближение объяснительного и интерпретационных исследовательских подходов, на интерпретацию представлений, мнений, установок, ценностей стейкхолдеров в качестве полноправных «данных».
В статье охарактеризованы результаты изучения отношения преподавателей вузов к изменениям, ценностные ориентиры происходящих изменений, а также основные трудности, с которыми сталкиваются преподаватели вузов в условиях цифровизации образования: проектирование образовательных и учебных программ, современного учебно-методического комплекса, организация в образовательном процессе продуктивной самостоятельной работы и коммуникации со студентами. Приводятся основные направления преодоления выявленных сложностей: построение в рамках ФГОС ВО гибких учебных планов, развитие цифровой образовательной среды вуза, обновление содержания программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Делается вывод о возрастании значимости педагогического знания в профессиональной деятельности преподавателя современного университета.
В публикации ставится вопрос о роли магистратуры в системе современного высшего образования. Опираясь на исследование мнений (трёхсторонний опрос) ключевых групп стейкхолдеров (работодатели; обучающиеся на программах высшего образования; руководители магистерских программ; преподаватели, читающие дисциплины в магистратуре), авторы рассматривают возможные варианты развития магистратуры как одной из ключевых ступеней высшего образования в России. Авторами делается вывод, что программы развития университета в области магистерского образования должны проектироваться с учётом высокой степени неопределённости внешней среды, а значит – предусматривать сценарное моделирование будущего всей научно-образовательной экосистемы. В качестве основной гипотезы о вариантах такого сценарного планирования в исследовании используется классификация четырёх типов рынка труда будущего («технологический мир», «мир социальной ответственности», «мир предпринимательства» и «мир корпораций»). Результаты проведённого исследования были визуализированы авторами в виде дорожной карты стратегического развития российской магистратуры, с выделением ключевых трендов по каждому из вариантов развития. Практическим результатом исследования стало определение основных «разрывов» позиций стейкхолдеров о статусе магистратуры и выделение эффективных моделей её реализации. Выводы и результаты публикации будут интересны для целей стратегического управления вузом, формирования стратегии развития магистратуры, а также разработки специальных программ взаимодействия с работодателями и обучающимися.
Рассматриваются вопросы, влияющие на повышение эффективности учебно-методической деятельности образовательной организации, в частности причины снижения эффективности применения используемых автоматизированных систем управления вузом. Предложена структура автоматизированной системы, позволяющей вузу создать требуемый комплект учебно-методической документации с учётом трёхуровневой системы: администратор, руководитель образовательной программы, преподаватель. Разработана объектно-ориентированная модель предметной области, определены бизнес-требования к системе, составлена диаграмма вариантов использования и схема функционирования модуля. Предлагаемая система автоматизации ведения учебно-методической документации позволяет сократить количество ошибок при её разработке и актуализации за счёт единой системы понятий и обратной связи между элементами.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Университеты России находятся в процессе динамической трансформации научного и образовательного процессов, структур и систем управления. Эти изменения происходят с разной скоростью и глубиной преобразований, допускают возможность как позитивных, так и негативных сценариев трансформации.
Общим трендом развития системы управления вузом в стране, как и во всём мире, является менеджериализация, создающая свои риски в сфере трансформации университета. Целью статьи было, опираясь на методологию анализа организационных систем Г. Минцберга и концепцию «чёрных лебедей» Н. Талеба, проанализировать деградационные сценарии развития систем управления университетом, выявить факторы и предпосылки таких сценариев и их последствия для вузов.
Высшая школа сегодня переживает не лучшие времена: принимаемые в образовательном процессе решения на различных уровнях, связанные с глобальными изменениями, происходящими в обществе и в мире в последние десятилетия, производились без тщательной дидактической проработки. Это не может способствовать повышению качества подготовки специалистов, преподаватели вынужденно работают «методом проб и ошибок», плодя бесчисленное количество дидактических документов. В настоящее время чрезвычайно актуализировано выявление дидактических проблем в образовательном процессе высших учебных заведений в связи с расширением поля дидактических исследований в педагогике высшей школы.
Целью авторов был анализ некоторых наиболее актуальных дидактических феноменов и явлений, которые пока ещё не получили должного осмысления. В результате анализа обозначены некоторые важные дидактические проблемы высшей школы, касающиеся целеполагания, соответствия обучения классическим дидактическим принципам, организации дистанционного обучения в электронных информационно-образовательных средах, смешанного и проектного обучения, психологических проблем усвоения интернет-контента и «бесконтактного» взаимодействия между субъектами образовательного процесса и др. Выделены наиболее перспективные направления дидактических исследований в высшей школе, в том числе с развитием междисциплинарных контактов.
СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дано обоснование программы service learning и волонтёрства как релевантных форм реализации образовательной деятельности в контексте «третьей миссии» университетов. Волонтёрство в образовательном процессе понимается как образовательная деятельность студентов, призванная повысить их социальную и гражданскую активность на основе оказания безвозмездной помощи в реализации мероприятий, нацеленных на решение актуальных социальных проблем. Рассмотрен образовательный ресурс волонтёрства для развития личностных качеств обучающихся, обусловливающий их профессиональное становление. В программе service learning социальная активность студента считается столь же значимой, что и учебно-научная деятельность.
В рамках теоретического исследования представлены зарубежные и отечественные практики волонтёрства как основы и формы реализации программы service learning в контексте «третьей миссии» университетов. Приведены результаты исследования фокус-групп, участвующих в волонтёрской деятельности, направленного на выявление эмпирических признаков метакомпетенций, формирующихся в условиях добровольчества. Рассмотрены когнитивные, поведенческие и эмоциональные аспекты метакомпетенций, которые характеризуются самосознанием и самоуправлением обучающегося и ведут к более эффективному поведению в различных ситуациях. Метакомпетенции обучающихся как образовательный результат их участия в волонтёрской деятельности обоснованы на примере Национального исследовательского Томского государственного университета.
Для реализации целевых показателей федерального проекта по экспорту образовательных услуг, вовлечения иностранных абитуриентов в благоприятный для России дискурс в рамках концепции «мягкой силы» полезно проводить мониторинг социальных установок иностранных студентов. Социальные установки оказывают непосредственное влияние на выбор страны обучения и на эффективность социальной, культурной, педагогической адаптации иностранных студентов. На основе проведения фокус-групп, экспертных опросов, нарративных интервью изучены социокультурные характеристики иностранных студентов. Приводится классификация иностранных студентов по культурным профилям, выделено восемь профилей. Осуществлён мониторинг установок студентов из разных культурных профилей по разработанным авторами вопросникам. На основе методик шкалирования Э. Богардуса, Ч. Осгуда, Л. Терстоуна, Л. Гуттмана, Р. Лайкерта рассчитан интегральный индекс для каждого культурного профиля. Методики мониторинга социальных установок иностранных абитуриентов позволяют выявить специфику и динамику аттитюдов культурных профилей. Позитивные установки в отношении России способствуют привлекательности российского культурного пространства и образовательной системы.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
В европейских странах, прежде всего – немецкоязычных странах, особенно в Германии (Дрездене), концепция инженерной педагогики существует уже более 70 лет. В Восточной Европе, особенно в Российской Федерации, традиция инженерной педагогики насчитывает более 20 лет. За это время создана обширная сеть университетов, активно участвующих в IGIP – Международном обществе по инженерной педагогике. Ряд университетов предлагают учебные программы IGIP и работают над различными проектами, связанными со специализацией в области инженерного образования и инженерной педагогики. В испаноязычных странах концепция инженерной педагогики появилась сравнительно недавно. Так, с 2014 г. Технический университет Дрездена сотрудничает с чилийскими университетами в плане развития инженерной педагогики и инженерного образования. Цель сотрудничества – реализация двух проектов: “Инженерная дидактика в чилийских университетах” (PEDING) и “Совершенствование инженерной подготовки в чилийских университетах с помощью практических партнёрских стипендий” (STING); оба проекта получили финансовую поддержку со стороны DAAD. Цель статьи – представить результаты исследования потребностей в преподавании инженерной педагогики в одном из чилийских университетов. В целом можно констатировать высокий уровень заинтересованности и мотивации преподавателей в отношении учебного курса по инженерной педагогике, специально ориентированного на преподавательский состав инженерных факультетов. Проект осуществлялся под руководством Международного центра инженерного образования (CIEI) при Университете Тальки (Чили) при педагогической поддержке Технического университета Дрездена (Германия).
УНИВЕРСИТЕТ И РЕГИОН
В статье представлены ключевые моменты разработки стратегии развития Оренбургского государственного университета с ориентацией на критерии Программы стратегического академического лидерства «Приоритет − 2030». В историческом и логическом ракурсах рассмотрены трансформации востребованных моделей развития университетов, выделены актуальные модели в международном и региональном масштабах. Определена необходимость перехода от адаптационной стратегии развития университета к стратегии драйвера позитивных изменений в Оренбургском крае. Определены ресурсы лидерской стратегии ОГУ и тактические решения для реализации в зависимости от различных видов и масштабов влияния миссии ОГУ – «Развитие территории и человеческого капитала».
Оренбургский государственный университет – это среда многоуровневого многоаспектного взаимодействия различных субъектов. Выявлена динамика ценностного взаимодействия студентов и преподавателей. В условиях современных социальных и цифровых трансформаций характер совместной деятельности видоизменяется от формально-репродуктивного к ценностно-креативному. Указано на смещение доминант инструментальных ценностей студентов в связи с информационно-технологическими особенностями дистанционных образовательных технологий. Взаимодействия молодёжных сообществ и социально-культурные практики интегрированы в комплексной программе развития ОГУ на основе разнообразной проектной деятельности. Реализация программы характеризуется получением грантовой поддержки студенческих инициатив. Международные аспекты университетского взаимодействия представлены развивающимися формами научно-образовательного экспорта в вузы республики Казахстан.
В статье рассмотрены технические решения, использованные в ОГУ для организации цифровой образовательной среды. Также проведено исследование успеваемости обучающихся технических и гуманитарных специальностей и направлений в период обычного обучения и в период локдауна. Анализ успеваемости показывает отсутствие значимых отклонений в ту или иную сторону, при этом выделяются ключевые внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на успеваемость обучающихся. Можно сделать вывод, что использование как внутренних, так и внешних факторов даёт высокую точность прогнозирования итоговой успеваемости обучающихся.
В статье рассматривается реализация принципа непрерывности образования через систему дополнительного профессионального образования в Оренбургском государственном университете. Авторами проанализированы современные тенденции развития системы ДПО и выделена в ней роль высшей школы. Даётся анализ возможностей и трудностей реализации дополнительных профессиональных программ в вузе. Представлен анализ динамики и структуры дополнительных профессиональных программ ОГУ. Предложены механизмы реализации дополнительных профессиональных программ на основе практико-ориентированного комплексного подхода, направленного на интеграцию образовательной деятельности вуза и стратегического партнёрства с предприятиями и организациями региона. Подведены итоги исследования возможностей и перспектив использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ. Выделены обязательные условия построения эффективной системы дополнительного профессионального образования в вузе, основанные на тесном взаимодействии с заказчиками программы, на развитии профессиональных компетенций педагогических работников, занятых в реализации дополнительных программ.
ЮБИЛЕЙ
Роль и важность нефти и газа в современном обществе нельзя переоценить. Ещё на рубеже XVIII столетия с появлением первых признаков нового для мира топлива Российское государство придавало большое значение созданию всех условий для развития нефтяного дела. В данной статье раскрываются предпосылки развития нефтегазового образования в России, выделены этапы его формирования на постсоветском пространстве. Приводится статистика численности контингента студентов, обучающихся по нефтегазовым направлениям и специальностям на территории Российской Федерации. Подчёркивается роль учебно-методического объединения в формировании нефтегазового образования, рассматриваются достижения и проблемы функционирования нефтегазового образования в России.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается значение дисциплины «История и философия науки» в контексте модели подготовки аспирантов, к реализации которой вузы России должны приступить в сентябре 2021 г. Автор анализирует историю разработки и внедрения дисциплины, происходившую на фоне трансформаций подготовки кадров высшей квалификации. В статье показано, что значительные усилия профессионального философского сообщества, направленные на концептуализацию методологических и методических оснований дисциплины «История и философия науки», были успешными и сыграли важную роль в процессе подготовки аспирантов. Профессиональное сообщество не только дало адекватный ответ на вызов образовательной реформы, но и использовало его как шанс на обновление, реализацию собственного научно-педагогического потенциала. Переход к новой модели аспирантуры должен происходить с учётом необходимости формирования у аспирантов критического мышления как важнейшей компетенции. Смещение акцентов с образовательной на научно-исследовательскую составляющую подготовки не должно привести к реализации утилитаристского подхода к образованию, нацеленного исключительно на количественные показатели. Качество подготовки будущих исследователей, ориентация на развитие человеческого капитала отвечают задачам формирования научных кадров для современного «общества знания».
ISSN 2072-0459 (Online)