Российская магистратура будущего: четыре траектории развития
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-20-33
Аннотация
В публикации ставится вопрос о роли магистратуры в системе современного высшего образования. Опираясь на исследование мнений (трёхсторонний опрос) ключевых групп стейкхолдеров (работодатели; обучающиеся на программах высшего образования; руководители магистерских программ; преподаватели, читающие дисциплины в магистратуре), авторы рассматривают возможные варианты развития магистратуры как одной из ключевых ступеней высшего образования в России. Авторами делается вывод, что программы развития университета в области магистерского образования должны проектироваться с учётом высокой степени неопределённости внешней среды, а значит – предусматривать сценарное моделирование будущего всей научно-образовательной экосистемы. В качестве основной гипотезы о вариантах такого сценарного планирования в исследовании используется классификация четырёх типов рынка труда будущего («технологический мир», «мир социальной ответственности», «мир предпринимательства» и «мир корпораций»). Результаты проведённого исследования были визуализированы авторами в виде дорожной карты стратегического развития российской магистратуры, с выделением ключевых трендов по каждому из вариантов развития. Практическим результатом исследования стало определение основных «разрывов» позиций стейкхолдеров о статусе магистратуры и выделение эффективных моделей её реализации. Выводы и результаты публикации будут интересны для целей стратегического управления вузом, формирования стратегии развития магистратуры, а также разработки специальных программ взаимодействия с работодателями и обучающимися.
Ключевые слова
Об авторах
О. В. ПетроваРоссия
Петрова Ольга Викторовна – канд. социол. наук, доцент
603140, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23
О. Р. Чепьюк
Россия
Чепьюк Ольга Ростиславовна – канд. экон. наук, доцент
603140, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23
С. Д. Макарова
Россия
Макарова Светлана Дмитриевна – канд. экон. наук, доцент
603140, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23
В. В. Марико
Россия
Марико Валерия Валерьевна – канд. пед. наук, доцент
603140, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23
А. И. Горылев
Россия
Горылев Александр Иванович – канд. юрид. наук, доцент
603140, г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23
Список литературы
1. Сошенко И.И. Университеты в условиях изменений: запрос на социальные инновации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 161–167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-161-167
2. Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 13–25.
3. Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные образовательные программы «Академическая магистратура – аспирантура» // Высшее образование в России. 2016. № 5. С. 21–32.
4. Ермакова Ж.А., Никулина Ю.Н. Качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза // Креативная экономика. 2017. Т. 11. № 7. С. 725–734. DOI: http://doi.org/10.18334/ce.11.7.38162
5. Miller S.M., Moos W.H., Munk B.H. Master’s degree programs. Managing the drug discovery process: How to make it more efficient and cost-effective // Woodhead Publishing Series in Biomedicine. 2017. Р. 129–139. URL: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-100625-2.00007-6
6. Стукалова И.Б. Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы // Современное образование. 2018. № 3. С. 1–8. DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.26892
7. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / Под науч. ред. Н.Л. Титовой. М. : МАКС Пресс, 2008. 668 с. ISBN 978-5-317-02500-7
8. Прохоров А.П., Блинов В.Н. Дефициты и парадоксы рынка высшего образования в России и его организации в российских вузах: что можно изменить? // Университетское управление: практика и анализ. 2019. №1-2. С. 165–176. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2019.01-2.014.
9. Тхагапсоев Х.Г. Университет: к стратегии движения «за горизонт» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №8-9. С. 83–90. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-83-90
10. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1. С. 16–29. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.01.002
11. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Концепция конкурентоспособного университета: модель тетраэдра // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 29–36.
12. Другова Е.А. Альтернативные модели университетов будущего: о книге David J. Staley «Alternative universities: speculative design for innovation in higher education» (Baltimore, USA: Johns Hopkins University Press, 2019) // Университетское управление: практика и анализ. 2020. № 24(2). С. 167–175. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.022
13. Unger M., Polt W. The Knowledge Triangle between Research, Education and Innovation – A Conceptual Discussion // Foresight and STI Governance. 2017. vol. 11. no. 2. p. 10–26. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.2.10.2
14. Etzkovitz H. Incubation of incubators: innovation as a triple helix of university – industry – government networks // Science and Public Policy. 2002. № 29 (2). Р. 115–128. DOI: https://doi.org/10.3152/147154302781781056
15. Будущее рынка труда. Противоборство тенденций, которые будут формировать рабочую среду в 2030 году // Доклад PwC. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/workforce-of-thefuture-rus.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
16. Каташинских В.С., Кульминская А.В. Противоречия образовательных ориентаций студентов на обучение в магистратуре в современных условиях // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 12. № 3 (167). С. 82–90. URL: http://hdl.handle.net/10995/52499 (дата обращения: 10.07.2021).
17. Дарханова Т.М., Портнягина М.А. Изучение мотивов поступления в магистратуру в кон- тексте повышения качества образования у студентов // Вестник БГУ. 2017. № 7. С. 122–129. DOI: 10.18101/1994-0866-2017-7-122-129
18. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Инноватор – новая компетентностная модель выпускника университета // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5(2). С. 50–54.
19. Смирнов С.А. Образовательное пространство города в категориях антропопрактик заботы. Идея конфигуратора // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 63–74. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-63-74
20. De Wit H., Hunter F., Howard L., Egron Polak E. (Eds) Internationalization of Higher Education. Brussels : European Parliament, Directorate-General for Internal Policies, 2015.