«Чёрные лебеди» организационного дизайна российских университетов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-44-55
Аннотация
Университеты России находятся в процессе динамической трансформации научного и образовательного процессов, структур и систем управления. Эти изменения происходят с разной скоростью и глубиной преобразований, допускают возможность как позитивных, так и негативных сценариев трансформации.
Общим трендом развития системы управления вузом в стране, как и во всём мире, является менеджериализация, создающая свои риски в сфере трансформации университета. Целью статьи было, опираясь на методологию анализа организационных систем Г. Минцберга и концепцию «чёрных лебедей» Н. Талеба, проанализировать деградационные сценарии развития систем управления университетом, выявить факторы и предпосылки таких сценариев и их последствия для вузов.
Об авторах
О. Б. ТомилинРоссия
Томилин Олег Борисович – канд. хим. наук, доцент, зав. кафедрой физической химии
430005, г. Саранск, Республика Мордовия, ул. Большевистская, 68
А. К. Клюев
Россия
Клюев Алексей Константинович – канд. филос. наук, доцент, руководитель кафедры ЮНЕСКО по университетскому управлению и планированию
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
Список литературы
1. Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов мирового класса / Под. ред. Ф. Дж. Альтбаха, Д. Салми; пер. с англ. М. : Весь Мир, 2012. 416 с.
2. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов. М. : Изд-во ВШЭ, 2011. 240 с.
3. Лисюткин М.А., Фрумин И.Д. Как деградируют университеты? К постановке проблемы. // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4-5. С. 12–20.
4. Ридингс Б. Университет в руинах / Пер. с англ. А.М. Корбута. М. : Изд. дом ВШЭ, 2010. 304 с.
5. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка / Пер. с англ. А. Сальникова. М. : Весь Мир, 2003. 232 с.
6. Салми Дж. Создание университетов мирового класса / Пер. с англ. М. : Весь Мир, 2009. 132 с.
7. Двенадцать решений для нового образования: Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / Под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина. М. : ВШЭ, 2018. 106 с.
8. Whitehead S., Moodley R. (Eds). Transforming managers: Gendering change in the public sector. London : UCL Press, 1999.
9. Barry J., Chandler J., Clark H. Between the ivory tower and the academic assemble line // Journal of Management Studies. 2001. Vol. 38. No. 1. P. 87–101. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-6486.00229
10. Kolsaker A. Academic professionalism in the managerialist era: A study of English universities // Studies in Higher Education. 2008. Vol. 33. No. 5. P. 513–525. doi: org//10.1080/03075070802372885
11. Entermann W.F. Managerialism: The Emergence of a New Ideology. Madison : University of Wisconsin Press, 1993.
12. Deem R., Hillyard S., Reed M. Knowledge, Higher Education, and the New Managerialism: The Changing Management of UK Universities. Oxford : Oxford University Press, 2007.
13. Фрумин И., Каннинг М., Марков А., Салми Дж., Фелден Дж. Система управления в секторе высшего образования: сравнительный анализ и возможные варианты стратегии для Российской Федерации. М. : ООО «Торграст», 2005.
14. Дьяченко Е.Л., Мироненко А.Ю. Академическое руководство через призму менеджериализма: связь между развитием вуза и научной специальностью ректора // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 137–161. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-137-161
15. Клюев А.К., Томилин О.Б., Фадеева И.М., Томилин О.О. Управление университетом: итоги трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 1 (113). С. 93–104. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.01.009
16. Любимов Л.Л. Угасание образовательного этоса // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 199–210. DOI: 10.17323/1814-9545-2009-1-199-210
17. Томилин О.Б., Фадеева И.М., Томилин О.О., Клюев А.К. Организационная культура российских университетов: ожидания и реалии // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1. С. 96–107.
18. Абрамов Р.Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 37–47.
19. Талеб Н.Н. Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости / Пер. с англ. М. : Колибри, Азбука-Аттикус, 2016. 736 с.
20. Камерон К., Куинн P. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. СПб. : Питер, 2001. 320 с.
21. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. Д. Раевской; под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2004. 512 с.
22. Simpson A. The Structure of Surveys and the Peril of Panels // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 8. Р. 1334–1347. doi: https://doi.org/10.1080/03075079.2016.1252321
23. Томилин О.Б., Клюев А.К., Другова Е.А., Фадеева И.М., Томилин О.О. Организационные конфликты в трансформации университетов: Destruam et aedificabo // Интеграция образования. 2019. Т. 23. № 2(95). С. 265–283. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.095.023.201902.265-283
24. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс / Пер. с англ. Н. Усовой. М. : Ад Маргинем Пресс, 2014. 328 с.
25. Ball S.J. Performativity, Commodification and Commitment: An I-spy Guide to the Neoliberal University // British Journal of Educational Studies. 2012. Vol. 60. No. 1. P. 17–28. doi: 10.1080/00071005.2011.650940
26. Menzies H., Newson J. No time to think. Academics’ life in the global wired university // Time and Society. 2007. Vol. 16. No. 1. P. 83–98. doi:10.1177/09611463X07074103/
27. Ylijoki O.-H., Henriksson L. Tribal, proletarian and entrepreneurial career stories: junior academics as acasein point // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42. No. 7. Р. 1292–1308. doi: org/10.1080/03045079.2015.1092129