Волонтёрство как форма организации образовательной деятельности в контексте «третьей миссии» университета
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-69-79
Аннотация
В статье дано обоснование программы service learning и волонтёрства как релевантных форм реализации образовательной деятельности в контексте «третьей миссии» университетов. Волонтёрство в образовательном процессе понимается как образовательная деятельность студентов, призванная повысить их социальную и гражданскую активность на основе оказания безвозмездной помощи в реализации мероприятий, нацеленных на решение актуальных социальных проблем. Рассмотрен образовательный ресурс волонтёрства для развития личностных качеств обучающихся, обусловливающий их профессиональное становление. В программе service learning социальная активность студента считается столь же значимой, что и учебно-научная деятельность.
В рамках теоретического исследования представлены зарубежные и отечественные практики волонтёрства как основы и формы реализации программы service learning в контексте «третьей миссии» университетов. Приведены результаты исследования фокус-групп, участвующих в волонтёрской деятельности, направленного на выявление эмпирических признаков метакомпетенций, формирующихся в условиях добровольчества. Рассмотрены когнитивные, поведенческие и эмоциональные аспекты метакомпетенций, которые характеризуются самосознанием и самоуправлением обучающегося и ведут к более эффективному поведению в различных ситуациях. Метакомпетенции обучающихся как образовательный результат их участия в волонтёрской деятельности обоснованы на примере Национального исследовательского Томского государственного университета.
Ключевые слова
Об авторах
К. И. БуяковаРоссия
Буякова Кристина Игоревна – аспирант факультета психологии
634050, г. Томск, просп. Ленина, 36
И. Ю. Малкова
Россия
Малкова Ирина Юрьевна – д-р пед. наук, доцент
634050, г. Томск, просп. Ленина, 36
Список литературы
1. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. «Третья миссия» и социальная вовлечённость университетов: к постановке проблемы // Власть. 2015. T. 23. № 6. С. 67–72.
2. Etzkowitz H., Webster A., Gebhardt C., Cantisano Terra B.R. The Future of the University and the University of the Future: Evolution of Ivory Tower to Entrepreneurial Paradigm // Research Policy. 2000. Vol. 29. No. 2. P. 313–330. DOI: https://doi.org/10.1016/S0048-7333(99)00069-4
3. Университет как социально ответственный партнёр территории / С.В. Голубев, Новикова Т.Г., Светенко Т.В. М. : Фонд «Новая Евразия», 2011. 92 с.
4. Leydesdorff L., Meyer M. The Triple Helix of University-Industry-Government Relations // Scientometrics. 2003. Vol. 58. No. 2. P. 191–203. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1026276308287
5. Головко Н.В., Зиневич О.В., Рузанкина Е.А. Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема // Высшее образование в России. 2016. № 8-9 (204). С. 40–47.
6. Tuunainen J. Hybrid Practices? Contributions to the Debate on the Mutation of Science and University // Higher Education. 2005. Vol. 50. No. 2. P. 275–298. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-004-6355-z
7. Dan M.C. The Third Mission of Universities in the Development Strategy of Vienna City // Informatica Economica. 2012. Vol. 16. No. 4. P. 49–56. URL: http://www.revistaie.ase.ro/content/64/06%20-%20Dan.pdf (дата обращения: 15.07.2021).
8. Lawton-Smith H. Universities, Innovation and the Economy. London : Routledge, 2006. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203358054
9. Chatterton P., Goddard J.B. The Response of Universities to Regional Needs // European Journal of Education. 2000. Vol. 35. No. 4. P. 475–496. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-3435.00041
10. Цхадая Н.Д. Ценности в стратегическом управлении современным российским университетом // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 105–112.
11. Jacoby B. Building partnerships for service-learning. San Francisco, CA : Jossey-Bass, 2003. 400 p. ISBN: 978-0-787-97122-9
12. Giles Dwight E. Jr., Eyler J. The Theoretical Roots of Service-Learning in John Dewey: Toward a Theory of Service Learning // Service Learning, General. 1994. Vol. 1. No. 1. P. 77–85. URL: https://digitalcommons.unomaha.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1152&context=slceslgen (дата обращения: 15.07.2021).
13. Bringle R.G., Hatcher J.A. Reflection in Service Learning: Making Meaning or Experience // Educational horizons. 1999. P. 179–185. URL: https://www.american.edu/ocl/volunteer/upload/bringle-hatcher-reflection.pdf (дата обращения: 15.07.2021).
14. Adloff F. Community Service und Service-Learning: Eine sozialwissenschaftliche Bestandsaufnahme zum freiwilligen Engagement an amerikanischen Schulen und Universitäten / Maecenata Institut für Philanthropie und Zivilgesellschaft an der Humboldt-Universität zu Berlin, 2001. No. 5. URL: https://nbn-resolving.org/urn:nbn:de:0243-032001op051 (дата обращения: 15.07.2021).
15. Niemi R.G., Hepburn M.A., Chapman C. Community Service by High School Students: A Cure for Civic Ills? // Political Behavior. 2000. Vol. 22. No. 1. P. 45–69. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1006690417623
16. Metz E.C., Youniss J. Longitudinal Gains in Civic Development Through School-based Required Service // Political Psychology. 2005. Vol. 26. No. 3. P. 413–437. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9221.2005.00424.x
17. Ливенцова Е.Ю., Малкова И.Ю. Развитие социально-предпринимательской компетентности обучающихся в образовательном пространстве классического университета // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 425. С. 187–190. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/15617793/425/24
18. Перфильева О.В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. Т. 6. № 1. C. 133–144.
19. Екимова С.Г. Волонтёрская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2010. 28 c.
20. Дурнева Е.Е., Крутицкая Е.В., Цыгина О.Д. Методологические основы разработки компетентностной модели волонтёра // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10-1. С. 19–22.
21. Мацюк Т.Б. Волонтёрская деятельность студентов вуза как ресурс формирования профессионально важных качеств // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. № 3. С. 80–91.
22. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодёжи: концептуальные основы / Под ред. В.А. Ситарова. М., 2010. 120 c.
23. Конвисарева Л.П. Волонтёрское движение как фактор развития социальной активности молодёжи: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Кострома, 2006.
24. Богданова Е.В. Педагогический потенциал волонтёрской деятельности в формировании субъектной позиции студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. Т. 18. №. 1-2. С. 219–222.
25. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 85–91.
26. Буякова К.И., Малкова И.Ю. Возможности и проблемы развития надпрофессиональных компетенций молодёжи в волонтёрской деятельности на базе некоммерческих организаций // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 1. C. 7–13. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.1901.01
27. Чернявская В.С., Малахова В.Р. Метакомпетенции в контексте психологической культуры // Мир науки, культуры, образования. 2014. №4 (47). С. 31–33.
28. Haste H. Ambiguity, autonomy, and agency: Psychological challenges to new competence // Rychen D.S., Salganik L.H. (Eds.). Defining and Selecting Key Competencies. Göttingen, Germany : Hogrefe & Huber, 2001. P. 93–120.
29. Le-Deist F., Winterton J. What is competence? // Human Resource Development International. 2005. Vol. 8. No. 1. P. 27–46. DOI: https://doi.org/10.1080/1367886042000338227
30. Tubbs S.L., Schulz E. Exploring a taxonomy of global leadership competencies and meta-competencies // Journal of American Academy of Business. 2006. Vol. 8. No. 2. P. 29–34.
31. Cheetham G., Chivers G. Towards a Holistic Model of Professional Competence // Journal of European Industrial Training. 1996. Vol. 20. No. 5. P. 20–30. DOI: http://dx.doi.org/10.4236/ojapps.2013.31B1018
32. Bourantas D., Agapitou V. Leadership metacompetencies: Discovering hidden virtues. Routledge, 2016. 200 p.
33. Intezari A., Pauleen D.J. Students of wisdom: An integral meta-competencies theory of practical wisdom // Küpers W., Pauleen D.J. Handbook of practical wisdom: Leadership, organization and integral business practice. Gower : Aldershot, 2013. P. 155–174.
34. Hager M., Brudney J.L. Balancing Act: The Challenges and Benefits of Volunteers. Washington, D.C. : Urban Institute. 2004. No. 4. P. 1–13. DOI: http://dx.doi.org/10.13140/RG.2.2.18210.84165
35. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Волонтёрские сообщества – школа профессиональных проб студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 86–92.