Нефтегазовое образование в России: вчера, сегодня, завтра
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-144-157
Аннотация
Роль и важность нефти и газа в современном обществе нельзя переоценить. Ещё на рубеже XVIII столетия с появлением первых признаков нового для мира топлива Российское государство придавало большое значение созданию всех условий для развития нефтяного дела. В данной статье раскрываются предпосылки развития нефтегазового образования в России, выделены этапы его формирования на постсоветском пространстве. Приводится статистика численности контингента студентов, обучающихся по нефтегазовым направлениям и специальностям на территории Российской Федерации. Подчёркивается роль учебно-методического объединения в формировании нефтегазового образования, рассматриваются достижения и проблемы функционирования нефтегазового образования в России.
Об авторах
В. Г. МартыновРоссия
Мартынов Виктор Георгиевич – д-р экон. наук, проф., ректор
119991, г. Москва, проспект Ленинский, 65, к. 1
В. Н. Кошелев
Россия
Кошелев Владимир Николаевич – д-р хим. наук, проф., проректор по учебной работе
119991, г. Москва, проспект Ленинский, 65, к. 1
В. В. Майер
Россия
Майер Владимир Викторович – д-р социол. наук, проф., начальник управления по нефтегазовому и геологическому образованию
119991, г. Москва, проспект Ленинский, 65, к. 1
А. А. Туманов
Россия
Туманов Антон Александрович – начальник управления молодёжных проектов и инициатив
119991, г. Москва, проспект Ленинский, 65, к. 1
Список литературы
1. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Концепция ФГОС ВО четвёртого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 73–85. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-73-85
2. Засурский Я.Н. Петровские «Ведомости» – повестка на века // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. №1. С. 3–5.
3. Матвейчук А.А. У истоков российского нефтяного дела // Нефтегазовая вертикаль. 2021. № 1-2. С. 109–114.
4. Ахметов С.А. Технология, экономика и автоматизация процессов переработки нефти и газа: Учеб. пособие / С.А. Ахметов, М.Х. Ишмияров, А.П. Веревкин, Е.С. Докучаев, Ю.М. Малышев; под ред. С.А. Ахметова. М. : Химия, 2005. 736 с.
5. Капица С.П. Общая теория роста человечества. Как рос и куда идёт мир человека // Никитский клуб. Цикл публичных дискуссий «Россия в глобальном контексте». Вып. 44. М., 2009. 120 с.
6. Айвазов А. Периодическая система мирового капиталистического развития // Партнёрство цивилизаций. 2013. Март. № 3. С. 253–289.
7. Владимиров А.И., Шейнбаум В.С. Состояние и становление нефтегазового образования // Нефтяное хозяйство. 1996. № 3. С. 17–20.
8. Багдасарьян Н.Г. Высшая техническая школа в пространстве культуры: социология и философия проблемы. М. : Изд. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. 80 с.
9. Манушин Э.А. Гуманизация и гуманитаризация образования в техническом вузе: состояние, оценки, возможности развития // Педагогика. 2018. № 12. С. 70–80.
10. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М. : Эгвес, 2000. 268 с.
11. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. : Школа-пресс, 1995. 447 с.
12. Профессиональная педагогика: Учебник / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. М. : ЭГВЕС, 2009. 456 с.
13. О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития. Доклад / С.Ю. Гла- зьев. М. : Институт экономических стратегий, Русский биографический институт, 2015. 60 с.
14. Баскина Т. Всемирная история кадровой индустрии. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. 276 с.
15. Щедровицкий Г.П. Технология мышления // Известия. 1961. № 234.
16. Щедровицкий П.Г. Развивающее образование и мыследеятельная педагогика // Первые Чтения памяти В.В. Давыдова. М., 1999. С. 117–129.
17. Иванов В.Г., Сазонова З.С., Сапунов М.Б. Инженерная педагогика: попытка типологии // Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 32–42.
18. Шейнбаум В.С. Очерки истории создания и деятельности совета попечителей губкинского университета / Под ред. А.И. Владимирова М. : Изд. центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2020. 237 с.
19. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнов В.А. Информационно-образовательное пространство. М. : ФГБНУ «ИДУ РАО», 2017. 92 с.
20. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М. : Детская литература, 1989. 238 с.
21. Щедровицкий Г.П. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы (курс лекций). М., 2003. 288 p. Серия: Из архива Г.П. Щедровицкого. Т. 5. ОРУ(2).
22. Владимиров А.И. Высшее нефтегазовое образование. Инновационный подход. М. : Недра-Бизнесцентр, 2009. С. 76-77.