Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«История и философия науки» на перекрёстке реформ аспирантуры: полемические заметки

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-158-167

Аннотация

В статье рассматривается значение дисциплины «История и философия науки» в контексте модели подготовки аспирантов, к реализации которой вузы России должны приступить в сентябре 2021 г. Автор анализирует историю разработки и внедрения дисциплины, происходившую на фоне трансформаций подготовки кадров высшей квалификации. В статье показано, что значительные усилия профессионального философского сообщества, направленные на концептуализацию методологических и методических оснований дисциплины «История и философия науки», были успешными и сыграли важную роль в процессе подготовки аспирантов. Профессиональное сообщество не только дало адекватный ответ на вызов образовательной реформы, но и использовало его как шанс на обновление, реализацию собственного научно-педагогического потенциала. Переход к новой модели аспирантуры должен происходить с учётом необходимости формирования у аспирантов критического мышления как важнейшей компетенции. Смещение акцентов с образовательной на научно-исследовательскую составляющую подготовки не должно привести к реализации утилитаристского подхода к образованию, нацеленного исключительно на количественные показатели. Качество подготовки будущих исследователей, ориентация на развитие человеческого капитала отвечают задачам формирования научных кадров для современного «общества знания».

Об авторе

Е. Н. Ищенко
Воронежский государственный университет
Россия

Ищенко Елена Николаевна – д-р филос. наук, проф., кафедра онтологии и теории познания

394006, г. Воронеж, Университетская пл., 1



Список литературы

1. Ищенко Е.Н. Метаморфозы знания в обществе знания: новые стратегии просветительства // Концепт: философия, религия, культура. 2018. № 2. С. 33–43. doi: doi.org/10.24833/2541-8831-2018-2-6-33-43

2. Порус В.Н. Философия науки для аспирантов: experimentum crucis // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. XIV. № 4. С. 63–79.

3. Никифоров А.Л. «История и философия науки» – впечатления преподавателя // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. XI. № 1. С. 75–86.

4. Веряскина В.П. Роль курса «История и философия науки» в социально-гуманитарном познании. Опыт преподавания // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия. 7. Философия. 2011. № 2 (14). С. 155–159. URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/163 (дата обращения: 25.07.2021).

5. Кузнецова Н.И. «История и философия науки» для аспирантов: пять лет спустя // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 3–14.

6. Баранец Н.Г. О научном творчестве в курсе «История и философия науки» // Эпистемология и философия науки. 2007. Т. XIII. № 3. С. 70–86.

7. Касавин И.Т., Порус В.Н. Философия науки в России: от интеллектуальной истории до современной институционализации // Эпистемология и философия науки. 2016. Т. XLVIII. №2. С. 6-17.

8. Кашина М.А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. C. 55–70. doi: doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-55-70

9. Портрет современного российского аспиранта / С.К. Бекова, И.А. Груздев, З.И. Джафарова, Н.Г. Малошонок, Е.А. Терентьев; НИУ «Высшая школа экономики», Институт образования. М. : НИУ ВШ, 2017. 60 с.

10. Красинская Л.Ф., Климова А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. C. 24–36. doi: doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36

11. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 5–16.

12. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. Мн. : БГУ, 2005. 104 с.

13. Касавин И.Т. Источники знания: проблема «testimonial knowledge» // Эпистемология и философия науки. 2013. Т. ХХХV. № 1. С. 5–15.

14. Bucchi M., Trench B. Science Communication and Science in Society: A Conceptual Review in Ten Keywords // Tecnoscienza. Italian Journal of Science & Technology Studies. 2016. No. 7(2). P. 151–168. URL: http://www.tecnoscienza.net/index.php/tsj/article/view/277/181 (дата обращения: 25.07.2021).

15. Шиповалова Л.В. Научная коммуникация и образование будущего учёного. К вопросу о преподавании истории и философии науки в вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 115–127. doi: doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-115-127


Рецензия

Просмотров: 543


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)