Мягкие навыки для успешной карьеры выпускников инженерного профиля
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-63-77
Аннотация
Статья посвящена мягким навыкам (soft skills), которые необходимы молодым инженерам, начинающим профессиональную карьеру. Цели исследования: 1) определить состав мягких навыков молодых инженеров, которые наиболее востребованы у работодателей; 2) оценить их значимость для успешного начала профессиональной карьеры выпускников; 3) определить необходимые условия для их формирования в образовательном процессе инженерного бакалавриата. В исследовании использовались методы экспертной оценки, письменного опроса, устной беседы, декомпозиции, статистического и структурно-логического анализа. Сделан обзор исследований, проведённых зарубежными и отечественными специалистами, посвящённых анализу и оценке мягких навыков, необходимых в работе инженерно-технического персонала в разных областях деятельности. Результаты проведённого авторами эмпирического исследования показали, какие мягкие навыки оцениваются молодыми инженерами и руководителями подразделений промышленных предприятий как наиболее необходимые для успешного начала карьеры выпускников вуза. На их основе составлена оптимальная группировка мягких навыков молодых инженеров, которая соответствует требованиям профессиональной подготовки для многих видов инженерной деятельности. Приведены результаты сравнительного анализа выделенных мягких навыков на основе оценок их значимости, сделанных преподавателями инженерных дисциплин, руководителями подразделений и инженерами промышленных предприятий, а также студентами старших курсов инженерного бакалавриата. Установлено, что представители промышленных предприятий (особенно руководители) в целом более высоко оценивают значимость мягких навыков для успешной профессиональной деятельности выпускников вуза инженерного профиля по сравнению с преподавателями и студентами. Предложено объяснение расхождений в полученных оценках значимости мягких навыков. Определены трудности и необходимые условия их формирования в образовательном процессе инженерного бакалавриата. Обоснована ключевая роль студентоцентрированного подхода к обучению и соответствующих технологий организации образовательного процесса, которые могут использоваться для успешного формирования мягких навыков в самых разных дисциплинах, включая специализированные и практико-ориентированные для инженерного профиля. Сформулированы выводы об особенностях формирования мягких навыков, которые могут быть использованы для совершенствования вузовской подготовки инженерных кадров.
Об авторах
А. П. ИсаевРоссия
Исаев Александр Петрович – доктор экономических наук, профессор
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
Л. В. Плотников
Россия
Плотников Леонид Валерьевич – кандидат технических наук, доцент
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
Список литературы
1. Finch D.J., Hamilton L.K., Baldwin R., Zehner M. An exploratory study of factors affecting undergraduate employability // Education and Training. 2013. Vol. 55. No. 7. P. 681–704. DOI: https://doi.org/10.1108/ET-07-2012-0077
2. Платонова Р.И., Михина Г.Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 177–181.
3. Чевтаева Н.Г., Никитина А.С., Вишневская А.В. Культура коммуникации преподавателя и студента как матрица формирования «soft skills» выпускника // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 33–44. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-33-44
4. Черникова А. Новый вектор развития НИТУ «МИСиС» // Ректор вуза. 2016. № 12. С. 22–23.
5. Полякова Т.Ю. Современные тенденции развития инженерной педагогики // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 132–140. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-132-140
6. Котляр М., Губернаторов Е. Кудрин назвал способ попасть в международные рейтинги российским вузам // РБК. 2021. 18 февраля. URL: https://www.rbc.ru/society/18/02/2021/602dd76c9a79475831756c8b?from=from_main_1 (дата обращения: 22.09.21).
7. Хасанова Г.Б. Требования работодателей к выпускникам инженерных вузов // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 20. С. 215–217.
8. Robles M.M. Executive Perceptions of the Top 10 Soft Skills Needed in Today’s Workplace // Business Communication Quarterly. 2012. Vol. 75. No. 4. P. 453–465. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1080569912460400
9. Bondarenko N. The nature of the current and anticipated shortage of professional skills and qualities of workers in the Russian Labor market // Russian Education and Society. 2015. Vol. 57. No. 3. P. 119–145. DOI: https://doi.org/10.1080/10609393.2015.1018744
10. Andrews J., Higson H. Graduate employability, ‘soft skills’ versus ‘hard’ business knowledge: A European study // Higher Education in Europe. 2008. Vol. 33. № 4. P. 411–422. DOI: 10.1080/03797720802522627
11. Velasco M.S. More than just good grades: Candidates’ perceptions about the skills and attributes employers seek in new graduates // Journal of Business Economics and Management. 2012. Vol. 13. No. 3. P. 499–517. DOI: https://doi.org/10.3846/16111699.2011.620150
12. Pons D. Relative importance of professional practice and engineering management competencies // European Journal of Engineering Education. 2016. Vol. 41. No. 5. P. 530–547. DOI: https://doi.org/10.1080/03043797.2015.1095164
13. Ling Y.Y. Model for predicting performance of architects and engineers // Journal of Construction Engineering and Management. 2002. Vol. 128. No. 5. P. 446–455. DOI: https://doi.org/10.1061/(ASCE)0733-9364(2002)128:5(446)
14. Flynn K., Wahnström E., Popa M., Ruiz-Bejarano B., Quintas M.A.C. Ideal skills for European food scientists and technologists: Identifying the most desired knowledge, skills and competencies // Innovative Food Science and Emerging Technologies. 2013. Vol. 18. P. 246–255. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ifset.2012.09.004
15. Ahmed F., Capretz L.F., Bouktif S., Campbell P. Soft skills and software development: A reflection from software industry // International Journal of Information Processing and Management. 2013. Vol. 4. No. 3. P. 171–191. DOI: 10.4156/ijipm.vol14.issue3.17
16. Рубин Ю.Б., Леднев М.В., Можжухин Д.П. Матрица компетенций как инструмент обучения предпринимательству в бакалавриате // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 16–28.
17. Teng W., Ma C., Pahlevansharif S., Turner J.J. Graduate readiness for the employment market of the 4th industrial revolution: The development of soft employability skills // Education and Training. 2019. Vol. 61. No. 5. P. 590–604. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/ET-07-2018-0154
18. Rao M.S. Enhancing employability in engineering and management students through soft skills // Industrial and Commercial Training. 2014. Vol. 46. No. 1. P. 42–48. DOI: https://doi.org/10.1108/ICT-04-2013-0023
19. Matsouka K., Mihail D.M. Graduates’ employability: What do graduates and employers think? // Industry and Higher Education. 2016. Vol. 30. No. 5. P. 321–326. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0950422216663719
20. Balcar J. Soft skills and their wage returns: Overview of empirical literature // Review of Economic Perspectives. 2014. Vol. 14. No. 1. P. 3–15. DOI: http://dx.doi.org/10.2478/revecp-2014-0001
21. Balcar J. Is it better to invest in hard or soft skills? // Economic and Labour Relations Review. 2016. Vol. 27. No. 4. P. 453–470. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1035304616674613
22. Лошкарева Е., Лукша П., Ниченко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. М. : Агентство стратегических инициатив, 2017. 93 с.
23. Царева Е.Е., Фахретдинова Г.Н., Зиннатуллина Л.М., Дулалаева Л.П. Компетенции в инженерном образовании в странах Евросоюза // Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 2. С. 15–19.
24. Loukkola T., Dakovic G. EUA’s Learning and Teaching Initiative – Report from the thematic peer groups in 2017. Brussels: European University Association, 2017. 32 р. URL: https://eua.eu/resources/publications/348:eua%E2%80%99slearning-and-teaching-initiative-reportfrom-the-thematic-peer-groups.html (дата обращения: 23.09.2021).
25. Малошонок Н.Г., Щеглова И.А. Модели организации обучения студентов в университете: основные представления, преимущества и ограничения // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 107–120. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.017
26. Бабаева М.А., Голубев Е.Б. «Талгенизм» в эпоху цифровизации: отечественная история cMOOC // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 71–84. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-71-84
27. Иванова Л.Г. Личностно-ориентированный подход в обучении по ФГОС // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 6 (41). С. 161–167.
28. Гнутова И.И. От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 86–95. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-86-95
29. Данейкин Ю.В., Калпинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 104–116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116
30. Манакова Л.М. Интеграция форм представления учебного материала в модели «перевёрнутое обучение» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 85–94. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-85-94
31. Isaev А.P., Plotnikov L.V. Technology for Training Creative Graduates in Engineering Bachelor’s Programs // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 88–93. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-85-93
32. Дёмина О.А., Тепленёва И.А. О трансформации методического мышления преподавателей вузов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 7. С. 156–167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-156-167
33. Кисель О.В., Дубских А.И., Бутова А.В. Трудности применения студентоцентрированного подхода в российском высшем образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. С. 95–103. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-95-103
34. Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 35–50. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50