Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Философия образования и история философии: трансформация диалога педагогов и философов в XXI в.

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-108-116

Аннотация

Статья исследует проблему трансформации диалога педагогов и философов (в рамках научного диалога философии образования и истории философии) в XXI в. Работа реализует перспективистский подход, исследуя междисциплинарное поле философии образования и истории философии с позиции актора науки в измерении диалога педагогов и философов. Источниковым материалом исследования служат научные публикации 1990–2021 гг. в специализированных изданиях. В ходе исследования обоснован авторский подход к исследованию актуального состояния и дискуссий философии образования в перспективе диалога педагогов и историков философии. Обобщены особенности трансформации поля философии образования в 1990–2021 гг., выделены периоды изменения диалога философии образования и истории философии, общие направления современных дискуссий. Продемонстрировано, что в современных исследованиях диалог педагогов и историков философии происходит на всех уровнях философии образования: уровне методологии, практических наработок мыслителей прошлого, культурного, социального, ценностного контекста. Роль историка философии при этом состоит в углублении критики и интерпретации педагогического дискурса прошлого в ответ на конкретный запрос специалистов-педагогов, в прояснении отдельных аспектов философии и контекстуализации их в рамках образования. Сделан вывод о том, что исследование современной ситуации философии образования, её дискуссий, историко-философского пласта её современной проблематики не только показывает современное состояние педагогического дискурса, но и указывает на сохраняющуюся актуальность исследования философии прошлого и важность работы историка философии для специалистов других отраслей гуманитарных наук.

Об авторе

О. А. Власова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Власова Ольга Александровна – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории философии

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9



Список литературы

1. Закутнов О.И., Чижма Н.В. История философии образования в мировой практике и России // Астраханский вестник экологического образования. 2015. № 2 (32). С. 156–161.

2. Бибикова Л.В. Из истории философии образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 1. С. 39–41.

3. Лапшина В.С. Философия образования: на пути к формированию новой области знаний // Философия и общество. 2013. № 4. С. 135–147.

4. Базалук О.А. Современное понимание философии образования // Философская мысль. 2015. № 4. С. 248–271. DOI: 10.7256/2409-8728.2015.4.15321

5. Power E.J. Educational Philosophy: A History from the Ancient World to Modern America. Taylor & Francis, 1996. 242 p.

6. Rorty A. Philosophers on Education: Historical Perspective. London : Routledge, 1998. 480 p.

7. Murphy M. The History and Philosophy of Education: Voices of Educational Pioneers. Upper Saddle River, N.J. : Pearson/Merrill Prentice Hall, 2006. 402 p.

8. A Companion to the Philosophy of Education / Ed. by R. Curren. New York : Wiley, 2008. 656 p.

9. Allen A., Goddard R. Education and Philosophy: An Introduction. London; New York : Sage, 2017. 240 p.

10. Philosophy East-West: Exploring Intersections Between Educational and Contemplative Practices // Ed. by O. Ergas, Sh. Todd. West Sussex, UK : Wiley, Blackwell, 2016. 198 p.

11. Hoyt M. Engaging Bodhisattva Compassion in Pedagogical Aporias // Paideusis. 2014. Vol. 21. No. 2. P. 24–31. DOI: https://doi.org/10.7202/1071563ar

12. Blom R., Lu Ch. Contextualising Postmodernity in Daoist Symbolism: Toward a mindful education embracing eastern wisdom // Educational Philosophy and Theory. 2016. Vol. 48. No. 12. P. 1266–1283. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2016.1190266

13. Kristjánsson K. Aristotle, emotions, and education. Aldershot, Hants, England; Burlington, VT : Ashgate, 2007. 194 p.

14. Caranfa A. Socrates, Augustine, and Paul Gauguin on the Reciprocity between Speech and Silence in Education // Journal of Philosophy of Education. 2013. Vol. 47. No. 3. P. 577–604. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12042

15. Besley A.C. Philosophy, Education and the Corruption of Youth – From Socrates to Islamic Extremists // Educational Philosophy and Theory. 2013. Vol. 45. No. 1. P. 6–19. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-5812.2011.00790.x

16. Gill N. Educational Philosophy in the French Enlightenment: From Nature to Second Nature. London : Routledge, 2010. 314 p.

17. Дьяков А.В. Феномен французского Просвещения как диалектическое единство образовательной дидактической практики и философской теории // Science for Education Today. 2020. № 4. С. 125–137. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2004.08

18. Schapira M. Kant versus the Managers: Historical Reconstruction and the Modern University // Journal of Philosophy of Education. 2019. Vol. 53. No. 1. P. 111–126. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12316

19. Munzel G.F. Kant’s Conception of Pedagogy. Toward Education for Freedom. Evanston, Illinois : Northwestern University Press, 2012. 438 p.

20. Hodge S. Martin Heidegger: Challenge to Education. Cham : Springer, 2015. 113 p.

21. Koskela J., Siljander P. What is Existential Educational Encounter? // Paideusis. 2014. Vol. 21. No. 2. P. 71– 80. DOI: https://doi.org/10.7202/1071567ar

22. Roder J., Naughton Ch. Heidegger’s Reinscription of Paideia in the Context of Online Learning // Educational Philosophy and Theory. 2015. Vol. 47. No. 9. P. 949–957. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2015.1047166

23. Zembylas M. On the Unrepresentability of Affect in Lyotard’s Work: Towards Pedagogies of Ineffability // Educational Philosophy and Theory. 2020. Vol. 52. No. 2. P. 180–191. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2019.1619172

24. Lewis T.E. On Study: Giorgio Agamben and Educational Potentiality. New York : Routledge, 2013. 174 p.

25. Bingham Ch., Biesta G. Jacques Rancière: Education, Truth, Emancipation. London; New York : Continuum, 2010. 170 p.

26. Deleuze and Education / Ed. by I. Semetsky. Edinburg : Edinburgh University Press, 2013. 288 p.

27. Raaen F.D. Autonomy, Candour and Professional Teacher Practice: A Discussion Inspired by the Later Works of Michel Foucault // Journal of Philosophy of Education. 2011. Vol. 45. No. 4. P. 627–641. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9752.2011.00824.x

28. Why Foucault? New Directions in Educational Research / Ed. by M.A. Peters, T. Besley. New York : Peter Lang, 2007. 243 p.

29. Schwimmer M. Poststructuralisme et éducation: l’apport de Foucault et Derrida // Philosophical Inquiry in Education. 2017. Vol. 24. No. 2. P. 159– 170. DOI: https://doi.org/10.7202/1070603ar

30. Власова О.А. Статус истории философии в общегуманитарном поле и университетской системе: перспектива самосознания // Science for Education Today. 2019. Т. 9. №4. С. 93–105. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1904.06


Рецензия

Просмотров: 533


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)