Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Особенности реализации образовательной среды университета в организации педагогической практики будущих учителей

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-143-149

Аннотация

Установлены противоречия между имеющимися и прогнозируемыми тенденциями в организации и содержании педагогических практик. Посредством анализа образовательных программ подготовки учителя также установлена необходимость учебной практики для студента, обеспечивающей решение более широкого спектра профессиональных задач. Выявленная контрадикторность позволила сформулировать проблему: что может стать триггером для инициативного приобретения студентом-педагогом опыта решения профессиональных задач? Первостепенное внимание в решении этой проблемы уделяется условиям проявления персональных студенческих инициатив: создание площадок для диалога, обеспечение периодического процесса перехода от практики к теории и обратно, использование операторов семиотической диагностики изменений персональных интересов студентов. Представлен опыт организации образовательной среды, обеспечивающий будущим педагогам современный спектр профессиональных проб. Рассмотрены варианты проведения официальной практики студентов педагогического университета, включающие в том числе освоение форматов онлайн-занятий образовательной и досуговой деятельности школьников. Данная модель способствует проявлению персональных инициатив студентов как в рамках профиля подготовки, так и в области междисциплинарных пересечений. Приведены результаты анкетирования студентов после практики, показывающие удовлетворённость выбранной профессией, высокий уровень мотивации к освоению профессиональных действий. Определены основные приёмы и направления организации практик, позволяющие обеспечить прогнозируемый уровень решения профессиональных задач выпускниками.

Об авторах

М. А. Червонный
Томский государственный педагогический университет
Россия

Червонный Михаил Александрович – кандидат пе6дагогических наук, директор Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования

634061, г. Томск, ул. Киевская, 60



А. А. Власова
Томский государственный педагогический университет
Россия

Власова Анна Алексеевна – кандидат пе6дагогических наук, зам. директора Центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования

634061, г. Томск, ул. Киевская, 60



Т. В. Швалёва
Томский государственный педагогический университет
Россия

Швалёва Татьяна Владиславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития физического образования

634061, г. Томск, ул. Киевская, 60



Т. Т. Газизов
Томский государственный педагогический университет
Россия

Газизов Тимур Тальгатович – доктор технических наук, начальник управления по развитию информационных систем и электронного документооборота

634061, г. Томск, ул. Киевская, 60



Список литературы

1. Болотов В.А., Левицкий М.Л., Реморенко И.М., Сериков В.В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогика. № 12. 2020. С. 73–86.

2. Смышляева Л.Г., Дёмина Л.С., Титова Г.Ю. Профессиональная проба как педагогическая технология // Высшее образование в России. 2015. №4. С. 65–69.

3. Платонова Р.И., Неверкович С.Д., Парфенов И.Я. Организация педагогических практик в вузах // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. №2 (02). С. 23–30.

4. Полупан К.Л. Учебная практика: матричная технология организации // Высшее образование в России. 2017. № 8-9 (215). С. 159–164.

5. Тумашева О.В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 63–70.

6. Кочанович Л. Диалог для пространства, пространство для диалога // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 4. С. 90–97. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-4-90-97

7. Fereński P.J. How to go beyond the walls of the academy and return? // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2020. №. 1. С. 93–103. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-93-103

8. Князева Е.Н. Визуальные образы на службе когнитивной науки // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 1. С. 58–75. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-58-75

9. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян М.В. Минерва и Янус: символы поклонения визуальным эффектам современного образования // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 4. С. 172–193. DOI: 10.23951/2312-7899-2019-4-172-193

10. Первушина Н.А. Педагогическая биоэтика: семиотический аспект // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 4. С. 186–201. DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-186-201

11. Яковлева А.Ф., Селезнева А.В., Емельянова Н.Н. Образ науки в представлениях молодых учёных: социокультурные измерения // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 4. С. 194–213. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-4-194-213

12. Червонный М.А., Газизов Т.Т., Борисова Е.Е. Организация педагогической практики студентов на базе центра дополнительного образования // Педагогика. 2017. № 9. С. 103–107.

13. Андрюшкова О.В., Бермус А.Г., Власова А.А. Система качества непрерывного педагогического образования // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / Под ред. Ю.П. Зинченко. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2020. С. 278–290.


Рецензия

Просмотров: 567


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)