Аналитический обзор сервисов цифровой доступности на официальных сайтах ведущих университетов мира
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-4-148-166
Аннотация
Проблема разработки электронного образовательного контента, доступного для всех обучающихся, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, приобретает особую актуальность в контексте глобальных тенденций высшего образования, связанных с массовым переходом обучения в дистанционный и смешанный формат. Путём анализа контента официальных сайтов 25 лучших университетов мира (по версии QS World University Rankings 2021) систематизированы данные об университетских вебсервисах поддержки цифровой доступности (ЦД) с целью формирования методологической стратегии создания аналогичных служб в университетах России. Поиск данных осуществлялся методом тотального просмотра рубрик университетских сайтов и по ключевым словам; регистрировались данные об административной поддержке и проектной деятельности в сфере ЦД. Обнаружено, что подавляющее большинство университетов активно занимаются ЦД и имеют соответствующие веб-сервисы, в контенте которых размещена информация по рубрикам: обучение и повышение квалификации в сфере ЦД; руководство по разработке доступного контента и тестированию ЦД; консультирование по вопросам ЦД; экспертиза ЦД и др. На основании результатов выполненного анализа разработан и опубликован пилотный веб-ресурс, содержащий информационно-консультативные материалы для разработчиков цифрового контента по вопросам обеспечения ЦД электронного обучения.
Об авторе
Е. А. КосоваРоссия
Косова Екатерина Алексеевна – канд. пед. наук, доцент
SPIN-код: 7805-8195
Researcher ID: Q-8089-2017
295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
Список литературы
1. Meleo-Erwin Z., Kollia B., Fera J., Jahren A., Basch C. Online Support Information for Students with Disabilities in Colleges and Universities During the COVID‑19 Pandemic // Disability and Health Journal. 2020. Vol. 4. Issue 1. Art. no. 101013. DOI: 10.1016/j.dhjo.2020.101013
2. García-Morales V.J., Garrido-Moreno A, Martín-Rojas R. The Transformation of Higher Education After the COVID Disruption: Emerging Challenges in an Online Learning Scenario // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Art. no. 616059. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.616059
3. Lazar J. Managing digital accessibility at universities during the COVID-19 pandemic // Universal Access in the Information Society. 2021. March 08. DOI: https://doi.org/10.1007/s10209-021-00792-5
4. Kent M. Disability and eLearning: Opportunities and Barriers // Disability Studies Quarterly. 2015. Vol. 35. No. 1. URL: https://dsq-sds.org/article/view/3815/3830 (дата обращения: 22.01.2022).
5. Shawn L.H. (Ed.) Introduction to Web Accessibility // W3C Web Accessibility Initiative (WAI). 2021. Oct 6. URL: https://www.w3.org/WAI/fundamentals/accessibilityintro/#what (дата обращения: 22.01.2022)
6. Caldwell B., Cooper M., Guarino Reid L., Vanderheiden G. (Eds). Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0 // World Wide Web Consortium (W3C). 2008. Dec 11. URL: https://www.w3.org/TR/WCAG20/ (дата обращения: 22.01.2022)
7. Kirkpatrick A., O’ Connor J., Campbell A., Cooper M. (Eds). Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.1 // World Wide Web Consortium (W3C). 2018. June 5. URL: https://www.w3.org/TR/2018/REC-WCAG21-20180605/(дата обращения: 22.01.2022)
8. Fichten C.S., Ferraro V., Asuncion J.V., Chwojka C., Barile M., Nguyen M.N., Klomp R., Wolforth J. Disabilities and e-Learning Problems and Solutions: An Exploratory Study // Educational Technology & Society. 2009. Vol. 12. No. 4. P. 241–256. URL: https://adaptech.org/wp-content/uploads/abDisabilitiesAndE-LearningProblems.pdf (дата обращения: 22.01.2022).
9. Van de Bunt-Kokhuis S., Bolger M. Talent competences in the new eLearning generation // eLearning Papers. 2009. No. 15. p. 1–12. URL: https://www.slideshare.net/elearningpapers/talentcompetences (дата обращения: 22.01.2022)
10. Boudreau D. Social Media Accessibility: Where are we today? A modest attempt at awakening the giants // Technical training session CSUN 12 Access U Build, San Diego, March 1st, 2012. URL: https://www.slideshare.net/AccessibiliteWeb/20120301-web041socialmedia (дата обращения: 22.01.2022).
11. Calvo R., Iglesias A., Moreno L. Is Moodle Accessible for visually impaired people? // Filipe J., Cordeiro J. (Eds). Web Information Systems and Technologies: 7th International Conference, WEBIST, Noordwijkerhout, The Netherlands, 6–9 May, 2011. P. 207–220.
12. Sanderson N.C., Chen W., Bong W.K., Kessel S. The accessibility of MOOC Platforms from Instructors’ Perspective // Antona M., Stephanidis C. (Eds). Proceedings of the 10th International Conference on Universal Access in Human- Computer Interaction (UAHCI), Springer, 2016. P. 124–134.
13. Martın J.L., Amado-Salvatierra H.R., Hilera J.R. MOOCs for all: Evaluating the accessibility of top MOOC platforms // International Journal of Engineering Education. 2016. Vol. 32. No. 5-B. P. 2374–2383.
14. Ferati M., Mripa N., Bunjaku R. Accessibility of MOOCs for blind people in developing non- English speaking countries // Di Bucchianico G., Kercher P. (Eds). Advances in Design for Inclusion. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer, Cham. 2016. Vol. 500. P. 519–528. DOI: 10.1007/978-3-319-41962-6_46
15. Akgül Y. Accessibility evaluation of MOOCs websites of Turkey // Journal of Life Economics. 2018. No. 5. P. 23–36. DOI: 10.15637/jlecon.259
16. Sanchez-Gordon S., Luján-Mora S. Research challenges in accessible MOOCs: A systematic literature review 2008–2016 // Universal Access in the Information Society. 2018. Vol. 17. No. 4. P. 775-789. DOI: 10.1007/s10209-017-0531-2
17. Kouroupetroglou G., Pino A., Kacorri H. A Model of Accessibility Services Provision for Students with Disabilities in Higher Education // Proceedings of the International Conference Universal Learning Design, 8–11 February, Brno, 2011. URL: https://terpconnect.umd.edu/~hernisa/pub/2011-uld-kacorri-kouroupetroglou.pdf (дата обращения: 22.01.2022).
18. Fichten C., Asuncion J., Wolforth J., Barile M., Budd J., Martiniello N., Amsel R. Information and communication technology related needs of college and university students with disabilities // Research in Learning Technology. 2012. No. 20. DOI: 10.3402/rlt.v20i0.18646
19. Charmatz M. Colleges and universities cannot contract away ADA/504 obligations // Disability Compliance for Higher Education. 2021. Vol. 21. No. 8. P. 3. DOI: 10.1002/dhe.31005
20. Mullin C., Gould R., Parker Harris S. ADA Research Brief: Digital Access for Students in Higher Education and the ADA. Chicago, IL: ADA National Network Knowledge Translation Center. 2021, pp. 1–12. URL: https://adata.org/research_brief/research-brief-digital-access- students-higher-education-and-ada (дата обращения: 22.01.2022)
21. Weissman S. Universities Face Digital Accessibility Lawsuits as Pandemic Continues // Diverse: Issues in Higher Education. 2020. Sept 8. URL: https://www.diverseeducation.com/demographics/disabilties/article/15107724/universities-face-digital-accessibility-lawsuits-as-pandemic-continues (дата обращения: 22.01.2022).
22. Косова Е.А. Нормативные основания обеспечения доступности электронного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 2 (30). DOI: 10.15393/j5.art.2020.5692