Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 31, № 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

9-28 618
Аннотация

В данной статье приведены результаты комплексного исследования деятельности университетов – победителей трека «Территориальное и (или) отраслевое лидерство» программы «Приоритет-2030». Исследование включало сравнение результатов деятельности трёх групп университетов данного трека, сформированных по результатам конкурса. Рассмотрено участие этих групп университетов в основных стратегических инициативах в области развития системы высшего образования в 2006–2020 гг.; выбраны и сгруппированы показатели по основным направлениям деятельности университетов: образовательной, научной и инновационной, международной и финансовой. Проведено агрегирование показателей на основе метода «смещённого идеала» и осуществлён их сравнительный анализ за последние годы, что позволило не только определить текущие позиции университетов исследуемого трека, но и выявить ряд проблем в их деятельности, которые необходимо будет решить в ближайшие годы для усиления вклада университетов в социально-экономическое развитие регионов. Результаты проведённого комплексного анализа могут быть использованы не только нынешними участниками территориально-отраслевого трека программы «Приоритет-2030», но и вузами, которые только планируют принять участие в этой программе в последующие годы, а также экспертным сообществом, вовлечённым в исследования развития российского образования.

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

29-41 575
Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей взаимодействия студентов и их родителей как фактора минимизации образовательных рисков первых. Эти особенности проанализированы сквозь призму функций их взаимодействия, включая экономическую, эмоциональную, родительского контроля. Эмпирической базой статьи являются данные социологических исследований, проведённых в Свердловской области в 2018 и 2021 гг. Методическая стратегия основывалась на сочетании количественных (массовый опрос студентов (n=953) и родителей (n=452)) и качественных (фокус-группы со студентами вуза (n=7) и глубинные интервью с родителями студентов вузов (n=20)) методов сбора информации. Анализ выявил во взаимодействиях студентов и их родителей изменения, связанные главным образом с трансформацией характера, формы обучения и деятельности студентов. Показано, что реализация функций взаимодействия студентов и их родителей позволяет минимизировать риски несоответствия выбранной специальности потребностям и интересам студентов, снижения образовательной, профессиональной мотивации, некачественного профессионального обучения в университете.

42-59 535
Аннотация

В статье рассматриваются процессы, происходящие в высшей школе в условиях пандемической реальности, их влияние на образовательные практики студенческой молодёжи при формировании новой повседневности, цель исследования – оценить влияние вынужденного онлайн-обучения на трансформацию традиционных образовательных практик. В статье представлены результаты качественного социологического исследования, цель которого – определить отношение студентов к «новым» образовательным практикам через призму полученного в период пандемии опыта, а также динамику изменений содержания оценок данного опыта, произошедших за год в связи с переходом к новым форматам обучения. Основной метод сбора данных – полуформализованные интервью; полевые работы проведены весной 2020 и 2021 гг. Посредством обобщения качественных данных формулируются содержательные характеристики оценочных суждений информантов на заданную тему, описываются сильные и слабые стороны процесса обучения, связанные с введением в систему образования новых форматов взаимодействия «вуз – преподаватель – студент», выявлено амбивалентное отношение студентов к очному и дистанционному формату обучения. Научная новизна исследования заключается в привлечении, систематизации и аналитическом обобщении оригинального материала по актуальной проблеме трансформации образовательных практик студентов в результате вынужденного массового перехода на дистанционное образование. Полученные материалы дают основания для лучшего понимания процесса, уточнения результатов данных изменений и могут быть использованы в обосновании управленческих решений.

60-78 638
Аннотация

Исследование направлено на изучение мнения студентов университета о коррупции в высшей школе. Исследователями даются неоднозначные оценки характера коррупции в сфере высшего образования. Цель работы – на основе изучения мнения студен тов о коррупции в университете установить её характер, причины воспроизводства данных отношений, а также факторы, способные, по мнению студентов, снизить её уровень. Методологической базой исследования послужили труды ведущих зарубежных и российских учёных. Исследование проведено с использованием общенаучных методов, таких как системный анализ, анкетирование, обобщение и систематизация, сравнения. В основе эмпирической базы – собранные в 2021 г. данные опроса 400 студентов и 12 индивидуальных полуструктурированных интервью студентов Уральского государственного экономического университета и Санкт-Петербургского государственного университета. В результате исследования установлено, что студенты университета в основном имеют поверхностное понимание сущности коррупции, зачастую относятся к ней толерантно. Большинство студентов не участвовали в отношениях коррупции, однако треть респондентов рассматривают её как средство, пригодное для решения личных проблем. Наибольшее влияние на воспроизводство отношений коррупции в университете, по мнению студентов, имеют факторы низкой заработной платы преподавателей и сотрудников университета, невысокий морально-нравственный уровень части преподавателей и сотрудников, а также неэффективный административный контроль. Наибольшее влияние на снижение коррупции в университете, по мнению студентов, имеют факторы усиления ответственности за коррупционные деяния, повышения эффективности административного контроля, повышения заработной платы преподавателей.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

79-91 450
Аннотация

В статье, выполненной в традиции критической педагогики, выделяются факторы снижения символической эффективности гуманитарных дисциплин, прежде всего – философских, среди которых: отказ от признания кризиса гуманитарного знания, дисциплинарная замкнутость, доминирование схем научной деятельности в построении учебных предметов, подчинённость требованиям формы сложившейся образовательной практики. Помимо этого, анализируются дискурсы обновления смысла преподавания данных дисциплин в вузах. Процессуальной организации образования противопоставляется событийная; в последней статус гуманитарного знания определяется в терминах «инаковости». В выстраивании студентом опыта отношения с инаковостью автор видит новое назначение гуманитарных дисциплин в вузе, а сам такого рода опыт трактует как заявку на новый образовательный универсализм.

92-99 544
Аннотация

Авторы статьи продолжают дискуссию о преподавании гуманитарных дисциплин в технических вузах, которая вот уже несколько лет ведётся на страницах нашего журнала. Прежде всего, они отказываются ставить вопрос о преподавании в технических вузах гуманитарного знания «вообще», отказываются от однозначных рекомендаций и предписаний, адресованных преподавателям «на все случаи жизни». Их позицию можно сформулировать как поиск и подбор кейсов, наиболее приемлемых для продвижения пересекающихся культур – естественнонаучной / инженерной / технической и гуманитарной. Своими подходами к обозначенной проблеме они делятся на фоне критического осмысления статьи А.А. Полонникова, опубликованной в этом же номере. Возражая своему коллеге по преподавательскому цеху, авторы подчёркивают значение творчества преподавателя-гуманитария и вместе с тем отстаивают принцип рекурсивной преемственности («рациональной простоты»), некогда провозглашённый Мишелем Фуко: «Не все дискурсивные стратегии являются одинаково возможными, но лишь те, которые разрешены предшествующими уровнями».

100-112 694
Аннотация

Статья представляет собой рецензию на книгу А. Давыдова, П. Абрамова, посвящённую описанию рынка теневого академического письма (или гострайтинга) как сформировавшегося социального института, практики которого устойчивы в высшей школе. В книге преподаватель высшей школы представлен как ресурс для рынка теневого письма: явный, когда преподаватели становятся теневыми авторами, или неявный, когда формализм и некомпетентность научного руководства способствует развитию теневых практик. Затрагивая вопрос о причинах распространения гострайтинга в бакалавриате и магистратуре, авторы книги не рассматривают прекаризацию преподавателя высшей школы как фактор, способствующий развитию теневых практик. Исследования, обсуждающие проблему прекаризации в высшей школе, показывают, что описанные А. Давыдовым и П. Абрамовым практики связаны с негативными последствиями модернизации высшего образования. В результате кризиса института научного руководства у выпускников бакалавриата и магистратуры развиваются навыки коммуникации в роли заказчика в сфере услуг теневого академического письма вместо профессиональных компетенций и навыков академической коммуникации.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

113-127 711
Аннотация

Рефлексивные теоретизации по поводу состояния и перспектив развития отечественного образования отчётливо признают две тенденции его будущего – непрерывность и индивидуализацию. Кроме того, ясно артикулируется тенденция «аксиологического разворота» в смыслах образования как ценности и ценности самого образования. Современный плюрализм образовательных практик указывает на возможность индивида стать основным субъектом нового типа образовательного взаимодействия, основанного на самостоятельной институционализации. Имеет ли тенденция «аксиологического разворота» онтологические основания для санкционированной возможности свободного изменения субъектности индивида в образовательном пространстве на принципиально новых методологических основаниях? Или это продолжение методологической традиции аксиологического субъективизма? С целью поиска основ новой аксиологической традиции в образовательном пространстве разрабатывается теоретическая формализация категории «ценность образования» в историко-философской традиции, и результаты этой формализации проецируются на современное российское образование.

EDUCATION ONLINE

129-147 528
Аннотация

Науки о данных (data science) показывают высокую динамику в качестве новой отрасли прикладного знания, а также новой области обучения. Кроме того, активно развивается соответствующая сфера образовательных исследований. Вместе с тем бóльшая часть научных публикаций направлена на изучение конкретных вопросов, связанных с содержательным наполнением программ и их методическим обеспечением. Более широкий и особенно международный контекст остаётся без необходимого внимания исследователей.
В этой связи целью нашего исследования явилось обобщение и систематизация сведений о программах обучения в области наук о данных, представленных на онлайн-платформах основных макрорегионов: Америки, Европы и Азии. Для этого мы выяснили, из каких элементов состоит корпус программ обучения наукам о данных, как на образовательных платформах распределены курсы по странам и организациям, предоставляющим курсы (провайдерам), как курсы распределены по уровню образования и продолжительности обучения. На основе полученных данных мы провели сравнительное межрегиональное исследование образовательных программ, представленных на онлайн-платформах.
Полученные данные позволили сделать выводы о специфике мирового ландшафта онлайнобучения наукам о данных, а также определить специфику российского сегмента и сформулировать рекомендации для решения значимых задач отечественной экономики с помощью онлайн-обучения наукам о данных.

148-166 589
Аннотация

Проблема разработки электронного образовательного контента, доступного для всех обучающихся, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья, приобретает особую актуальность в контексте глобальных тенденций высшего образования, связанных с массовым переходом обучения в дистанционный и смешанный формат. Путём анализа контента официальных сайтов 25 лучших университетов мира (по версии QS World University Rankings 2021) систематизированы данные об университетских вебсервисах поддержки цифровой доступности (ЦД) с целью формирования методологической стратегии создания аналогичных служб в университетах России. Поиск данных осуществлялся методом тотального просмотра рубрик университетских сайтов и по ключевым словам; регистрировались данные об административной поддержке и проектной деятельности в сфере ЦД. Обнаружено, что подавляющее большинство университетов активно занимаются ЦД и имеют соответствующие веб-сервисы, в контенте которых размещена информация по рубрикам: обучение и повышение квалификации в сфере ЦД; руководство по разработке доступного контента и тестированию ЦД; консультирование по вопросам ЦД; экспертиза ЦД и др. На основании результатов выполненного анализа разработан и опубликован пилотный веб-ресурс, содержащий информационно-консультативные материалы для разработчиков цифрового контента по вопросам обеспечения ЦД электронного обучения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)