Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Соответствие направлений и программ подготовки в аспирантуре: переходный период

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-11-9-28

Полный текст:

Аннотация

Введённая новая Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, и внесённые изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступившие в силу с 1 сентября 2021 г., существенно изменили перечень научных специальностей и статус аспирантуры. Появилась необходимость в установлении соответствия направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и научных специальностей Номенклатуры 2021, по которым присуждаются учёные степени. В статье представлен анализ документа на переходный период «Направления подготовки в аспирантуре ОКСО-2016 – Научные специальности/отрасли науки Номенклатуры 2021» и рассматриваются мероприятия на пути реорганизации системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации.

Об авторах

С. И. Пахомов
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Пахомов Сергей Иванович – д-р хим. наук, проф.

115409, г. Москва, Каширское ш., 31



В. А. Гуртов
Петрозаводский государственный университет
Россия

Гуртов Валерий Алексеевич – д-р физ.-мат. наук, проф.

185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33



Ю. Н. Бережная
Петрозаводский государственный университет
Россия

Бережная Юлия Николаевна – научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга

185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33



Список литературы

1. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125–134. DOI: 10.7868/S0132162517090148

2. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9–20. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20

3. Луценко С. Общественный запрос на реформирование системы аспирантуры в Российской Федерации // Общество и экономика. 2020. № 6. С. 73–84. DOI: 10.31857/S020736760010118-8

4. Пахомов С.И., Гуртов В.А., Щеголева Л.В. Согласование систем подготовки и аттестации кандидатов наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 41–50. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-41-50

5. Красинская Л.Ф., Климова А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 24–6. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36

6. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 9–24. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-9-24

7. Кашина М.А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 55–70. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-55-70

8. Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Миграционные установки аспирантов: к вопросу об «утечке мозгов» // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 3. C. 61–79. DOI: 10.17759/psyedu.2020120304

9. Караваева Е.В., Маландин В.В., Мосичева И.А., Телешова И.Г. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 22–34. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34

10. Уражок Т.В. Отношение аспирантов к аспирантуре и научно-преподавательской деятельности // Alma Mater. 2021. № 1. C. 57–64. DOI: 10.20339/AM.01-21.057

11. Тезйел А.Х. Российская аспирантура после её реформирования: сравнительный анализ и оценка результатов // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 493–512. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/68_2018tezyel.htm (дата обращения: 10.10.2021).

12. Марголин А.М., Мельников Р.М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 9–19. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-9-19

13. Кузьминов Я., Терентьев Е., Фрумин И. Хорошая аспирантура – условие инновационного развития // Коммерсантъ Наука. 2021. 14 апреля. № 9. С. 41. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4769655 (дата обращения: 10.10.2021).

14. Пахомов С.И., Гуртов В.А., Стасевич А.В. Введение новой номенклатуры научных специальностей в России: преемственность и новации // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 8. С. 11–36. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-8-11-36

15. Баринова Е.Б. Подготовка научной организации к аккредитации программ обучения научно-педагогических кадров // Современное образование. 2020. № 1. С. 22–32. DOI: 10.25136/2409-8736.2020.1.32250


Просмотров: 135


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)