Гуманитаризация университета и миссия социального участия
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-11-52-63
Аннотация
В фокусе статьи – обоснование институционально образующей роли гуманитарной компоненты университетского образования и демонстрация возможностей её реализации через внеаудиторную деятельность университетского сообщества. В условиях перехода к новому технологическому укладу актуальными становятся и новые личностные и коммуникативные компетенции, которые формируются на базе гуманитарной образованности. Гуманитаризация – одна из приоритетных задач, которая находит своё отражение в практиках университетского образования США и стран Европы. Идея воспитания гуманитарно образованной и гуманитарно ориентированной личности декларируется в дискурсах миссий ведущих университетов мира, деятельность которых направлена на достижение блага общества и его устойчивого развития. В российских документах и дискуссиях о высшем образовании подчёркивается значение гуманитаризации, однако на практике гуманитарная компонента в российских вузах явно недооценивается. На наш взгляд, это связано с тем, что под гуманитаризацией подразумевается преимущественно усиление когнитивного элемента университетских программ – расширение гуманитарных специальностей и курсов, но не учитываются социально ориентированные университетские практики. Между тем гуманитаризация включает в себя как трансляцию гуманитарных знаний и ценностей – стратегических целей развития общества, государства, региона, так и деятельностную апробацию полученных знаний во внеучебных практиках.
Гуманитаризация высшего образования рассматривается в статье с позиций социальнофилософского анализа, в онтологическом ключе – как способ бытия институционально организованной человеческой деятельности по производству и трансляции знаний, получивший своё концентрированное выражение в идее и дискурсах третьей миссии университета, а также в моделях университета 3.0. В третьей миссии существенно усилен акцент на антропологической и социальной функции – направленности деятельности университета на становление творческой личности и приращение блага общества. Цель достижения блага в явном виде присутствует в тех университетских социальных практиках, которые направлены на участие в жизни общества без непосредственной коммерческой выгоды и реализуется вне университета. В статье рассмотрены основные виды социогуманитарных практик в университетах стран Запада.
Ключевые слова
Об авторах
О. В. ЗиневичРоссия
Зиневич Ольга Владимировна – д-р филос. наук, доцент, зав. кафедрой международных отношений и регионоведения
630073, Россия, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20
Т. А. Балмасова
Россия
Балмасова Татьяна Анатольевна – аспирант кафедры Международных отношений и регионоведения
630073, Россия, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20
Список литературы
1. Асеева И.А. Этические вызовы цифровой эпохи // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9. № 3 (32). С. 202–212.
2. Смирнов С.А. Образовательное пространство города в категориях антропопрактик заботы. Идея конфигуратора // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 11. С. 63–74. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-63-741
3. Матвеева С.В., Майорова А.Н., Майорова Е.А. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования как фактор профессионального и личностного становления студентов вузов гуманитарной направленности // Балтийский гуманитарный журнал. 1. 2018. Т. 7. № 2(23). С. 292–296.
4. Бабаева Н.М., Белова Н.Г., Морозов А.П. Гуманитаризация высшего образования и её реализация в подготовке магистрантов к научно-педагогической деятельности в техническом университете // Образование и педагогика: теория, методология, опыт / Под ред. Мурзиной Ж.В. Чебоксары : Среда, 2020. С. 31–42. ISBN 978-5-907313-18-7. DOI: 10.31483/a-138
5. Алдошина М.И. Вызовы ХХI века и функции современного университетского образования // Учёные записки Орловского гос. ун-та. Серия : Гуманитарные и социальные науки. 2018. №3 (80). С. 196–201.
6. Караванов А.А., Устинов И.Ю. Актуальные проблемы гуманизации и гуманитаризации военно-инженерного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 57–85. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1498 (дата обращения: 14.10.2021).
7. Волкова О.А., Шеболкина Е.П. Возможности формирования, диагностики и мониторинга ценностно-смыслового компонента компетенций студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 127–140. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-127-140
8. Карелин В.М. Гуманитарное образование и демократическая утопия (по страницам книги Марты Нуссбаум) // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 76–87.
9. Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция // Сноу Ч.П. Портреты и размышления. М.: Прогресс, 1985. С. 195–226.
10. Воробьева О.В. О проблемах и перспективах развития гуманитарных наук и гуманитарного образования в России // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 22–33. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-22-33
11. Челнокова О.Ю. Трансформация классических университетов в национальные исследовательские университеты: региональный аспект // Известия Саратовского ун-та. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. Вып. 3 (2). С. 461–466.
12. Панькова Н.М., Погукаева Н.В., Гиниятова Е.В. Генезис либерализма и прагматизма в современном образовании // Вестник науки Сибири. 2015. № 4 (19). С. 130–137. URL: http://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/16806/1/969.pdf (дата обращения: 14.10.2021).
13. Сохраняева Т.В., Волкова Т.П. Проблема целей образования в контексте парадигмы коммунитаризма // Социально-политические науки. 2017. № 6. С. 45–48.
14. Карпов А.О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58–76. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2017-3-58-76
15. Виссема Й.Г. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период : Пер. с англ. М. : Олимп-Бизнес, 2016. 432 с.
16. Кроу М., Дэбарс У. Модель Нового американского университета. М. : Высшая школа экономики, 2015. 250 c.
17. Berthold Ch., Meyer-Guckel V., Rohe W. Mission Gesellschaft. Engagement und Selbstverständnis der Hochschulen. Ziele, Konzepte, internationale Praxis. Stifterverband für die Deutsche Wissenschaft. Essen: Stifterverband, 2010. 160 p
18. Гаврильева Т.Н., Сугимото А., Фуджи М., Яманака Р., Павлов Г.Н., Кириллин Д.А. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №7. С. 52–65. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65
19. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. «Третья миссия» и социальная вовлечённость университетов: к постановке проблемы // Власть. 2015. № 6. С. 67–72.