«Новая нормальность» образовательных практик студенческой молодёжи в реалиях пандемии коронавируса
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-4-42-59
Аннотация
В статье рассматриваются процессы, происходящие в высшей школе в условиях пандемической реальности, их влияние на образовательные практики студенческой молодёжи при формировании новой повседневности, цель исследования – оценить влияние вынужденного онлайн-обучения на трансформацию традиционных образовательных практик. В статье представлены результаты качественного социологического исследования, цель которого – определить отношение студентов к «новым» образовательным практикам через призму полученного в период пандемии опыта, а также динамику изменений содержания оценок данного опыта, произошедших за год в связи с переходом к новым форматам обучения. Основной метод сбора данных – полуформализованные интервью; полевые работы проведены весной 2020 и 2021 гг. Посредством обобщения качественных данных формулируются содержательные характеристики оценочных суждений информантов на заданную тему, описываются сильные и слабые стороны процесса обучения, связанные с введением в систему образования новых форматов взаимодействия «вуз – преподаватель – студент», выявлено амбивалентное отношение студентов к очному и дистанционному формату обучения. Научная новизна исследования заключается в привлечении, систематизации и аналитическом обобщении оригинального материала по актуальной проблеме трансформации образовательных практик студентов в результате вынужденного массового перехода на дистанционное образование. Полученные материалы дают основания для лучшего понимания процесса, уточнения результатов данных изменений и могут быть использованы в обосновании управленческих решений.
Об авторах
Е. Ю. КостинаРоссия
Костина Елена Юрьевна – канд. социол. наук, доцент, директор Департамента социальных наук
Researcher ID F-3407-2018
690922, Приморский край, остров Русский, п. посёлок Аякс, 10, корпус F
Н. А. Орлова
Россия
Орлова Надежда Александровна – канд. социол. наук, доцент
690922, Приморский край, остров Русский, п. посёлок Аякс, 10, корпус F
Список литературы
1. Osofsky J.D., Osofsky H.J., Mamon L.Y. Psychological and social impact of COVID-19 // Psychological Trauma Theory Research Practice and Policy. 2020. Vol. 12. No. 5. DOI: 10.1037/tra0000656
2. McKibbin W., Fernando R. The economic impact of COVID-19 // Economics in the Time of COVID-19 / Baldwin R., Weder di Mauro B. (Eds). London, 2020. Р. 45–51. ISBN: 978-1-912179-28-2
3. Ерицян К.Ю., Русакова М.М., Александрова А.А., Усачева Н.М. Пережить локдаун: изменения в занятости и психологическое благополучие населения в эпоху пандемии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3(163). С. 250–270. DOI: 10.14515/monitoring.2021.3.1893
4. Sarkodie S.A., Owusu P.A. Global assessment of environment, health and economic impact of the novel coronavirus (COVID-19) // Environment Development and Sustainability. 2021. Vol. 23 (4). Р. 5005–5015. DOI: 10.1007/s10668-020-00801-2
5. Verma A., Prakash S. Impact of COVID-19 on environment and society // Journal of Global Biosciences. 2020. Vol. 9. No. 5. Р. 7352–7363. URL: www.mutagens.co.in/ jgb/vol.09/05/090506.pdf (дата обращения: 04.03.2022).
6. Ровинская Т.Л. Экологический ракурс пандемии COVID-19: новый шанс для “зелёной” экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 12. С. 128–140. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-12-128-140
7. Guessoum S.B., Lachal J., Radjack R., Carretier E., Minassian S., Benoit L., Moro M.R. Adolescent psychiatric disorders during the COVID-19 pandemic and lockdown // Psychiatry Research. 2020. Vol. 291. Р. 1–6. DOI: 10.1016/j.psychres. 2020.113264
8. Mucci F., Mucci N., Diolaiuti F. Lockdown and isolation: Psychological aspects of COVID-19 pandemic in the general population // Clinical Neuropsychiatry. 2020. Vol. 17. Р. 63–64. DOI: 10.36131/CN20200205
9. Raj U., Fatima A. Stress in Students after Lockdown Due to COVID-19 Thereat and the Effects of Attending Online Classes // SSRN. 2020. April 23. DOI: 10.2139/ssrn.3584220
10. Manzar M.D., Albougami A., Usman N., Mamun M.A. COVID-19 suicide among adolescents and youths during the lockdown: An exploratory study based on media reports // Journal of Child and Adolescent Psychiatric Nursing. 2021. Vol. 34. Р. 139– 146. DOI: 10.1111/jcap.12313
11. Lage A., Carrapatoso S., Sampaio de Queiroz Neto E., Gomes S., Soares-Miranda L., Bohn L. Associations Between Depressive Symptoms and Physical Activity Intensity in an Older Adult Population During COVID-19 Lockdown // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Р. 1–9. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.644106
12. Smith L.E., Amlot R., Lambert H., Oliver I., Robin C., Yardley L., Rubin G.J. Factors associated with self-reported anxiety, depression, and general health during the UK lockdown: A cross-sectional survey // MedRxiv. 2020. June 23. DOI: 10.1101/2020.06.23.20137901
13. Гнатик Е.Н. «Новая нормальность» эпохи covid-19: возможности, ограничения, риски // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 4. С. 769–782. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-4-769-782
14. Исупова О.Г., Рождественская А.Е., Лагерева Е.Ю. Ковидный ресентимент в социальных сетях: репертуар мотивированных суждений // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5(165). С. 374–398. DOI: 10.14515/monitoring.2021.5.2004
15. Васильева И.В., Чумаков М.В., Чумакова Д.М., Булатова О.В. Субъективное благополучие студентов психолого-педагогических направлений в период эпидемии COVID-19 // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 10. С. 129–154. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-129-154
16. Marinoni G., Van’t Land H., Jensen T. The impact of COVID-19 on higher education around the world. IAU Global Survey Report, 2020. Paris: IAU. Р. 50. URL: https://www.iau-aiu.net/IMG/pdf/iau_covid19_and_he_survey_report_final_may_2020.pdf (дата обращения: 09.03.2022). ISBN: 978-92-9002-212-1
17. Mok K.H., Xiong W., Ke G., Cheung J. Impact of COVID-19 pandemic on international higher education and student mobility: Student perspectives from mainland China and Hong Kong // International Journal of Educational Research. Vol. 105. No. 3. Article no. 101718. DOI: 10.1016/j.ijer.2020.101718
18. Sandra K., Ferraro F., Ambra F., Iavarone M. Distance Learning During the COVID-19 Pandemic. A Comparison Between European Countries // Education Sciences. 2021. Vol. 11. Р. 1–18. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11100595
19. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Захарова У.С., Терентьев Е.А. Преподаватели российских вузов в условиях пандемийной цифровизации: между автономией и контролем // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3(163). С. 134–154. DOI: 10.14515/monitoring.2021.3.1985
20. Зерчанинова Т.Е., Милькова С.А. Проблемы функционирования муниципальных систем образования в условиях пандемии // Педагогическое образование в России. 2021. № 5. С. 14–22. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_05_02
21. Tucker S.Y. Promoting socialization in distance education // Turkish Online Journal of Distance Education. 2012. Vol. 13. No. 1. P. 174–182. URL: https://www.learntechlib.org/p/55315/ (дата обращения: 09.03.2022).
22. Yanson R., Johnson R.D. An empirical examination of e-learning design: The role of trainee socialization and complexity in short term training // Computers and Education. 2016. Vol. 101. P. 43–54. DOI: 10.1016/j.compedu.2016.05.010
23. Öztok M., Kehrwald B.A. Social presence reconsidered: moving beyond, going back, or killing social presence // Distance Education. 2017. Vol. 38. No. 2. Р. 259–266. DOI: 10.1080/01587919.2017.1322456
24. Чернышов С.А. Массовый переход школы на дистанционное обучение в оценках локального педагогического сообщества // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 3. С. 131–155. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-3-131-155
25. Timmermann C. Epistemic Ignorance, Poverty and the COVID-19 Pandemic // Asian Bioethics Review. 2020. Vol. 12. No. 4. Р. 519–527. DOI: 10.1007/s41649-020-00140-4
26. Каравай А.В. Действия россиян по улучшению собственного материального положения в эпоху COVID-19 // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2(162). С. 121–137. DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1837
27. Eman K., Bulovec T. A case study of rural crime and policing in Pomurje region in Slovenia // Journal of Rural Studies. 2021. Vol. 85. Р. 43–51. DOI: 10.1016/j.jrurstud.2021.05.012
28. Joulaei H., Zolfaghari Z. COVID 19, School Closures, and Its Complications // International Journal of School Health. 2021. Vol. 8. No. 1. Р. 1–2. DOI: 10.30476/INTJSH.2021.90255.1130
29. Ядова М.А. Молодёжь в условиях пандемии COVID-19: возрастные преимущества и ограничения // Siberian Socium. 2021. Т. 5. № 2 (16). С. 20–28. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-2-20-28
30. Anouna J. Social media: A new tool for peacebuilding in Italy // Cambridge Journal of Science and Policy. 2020. Vol. 1. No. 2. P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.17863/CAM.51875
31. Rajamohan S., Bennett E., Tedone D. The hazards and benefits of social media use in adolescents // Nursing. 2019. Vol. 49. Р. 52–56. DOI: 10.1097/01. NURSE.0000585908.13109.24
32. Yang H., Deng P. The impact of COVID-19 and government intervention on stock markets of OECD countries // Asian Economics Letters. 2021. Vol. 1. No. 4. P. 1–6. DOI: 10.46557/001c.18646
33. Rappleye J., Komatsu H., Uchida Y., Krys K., Markus H. Better policies for better lives? Constructive critique of the OECD’s (mis) measure of student well-being // Journal of Education Policy. 2020. Vol. 35. Р. 258–282. DOI: 10.1080/02680939.2019.1576923
34. Abel V., Alvarez Jr. Rethinking the digital divide in the time of crisis // Globus Journal of Progressive Education. 2021. Vol. 11. Р. 26–28. DOI: 10.46360/globus.edu.220211006
35. Wingo N.P., Ivankova N.V., Moss J.A. Faculty perceptions about teaching online: Exploring the literature using the technology acceptance model as an organizing framework // Online Learning. 2017. Vol. 21. No. 1. Р. 15–35. DOI: 10.10.24059/olj.v21i1.761
36. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Высшая школа России: вынужденный и плановый переход на удалённый формат в период пандемии (опыт социологического анализа) // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 120–137. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-120-137
37. Kokoç M. The mediating role of attention control in the link between multitasking with social media and academic performances among adolescents // Scandinavian Journal of Psychology. 2021. Vol. 62. P. 493–501. DOI: 10.1111/sjop.12731
38. Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. «Бесконечный день сурка»: социологический анализ учебных практик студентов вузов в ситуации вынужденной изоляции // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2(162). С. 464–483. DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1765
39. Ендовицкий Д.А., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Руднев Е.А. Дистанционное обучение – дисбаланс возможностей и угроз // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 89–97. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-89-97
40. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию : Аналитический доклад / Науч. ред. Е.А. Суханова, И.Д. Фрумин. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2021. 46 с. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/506461902.pdf (дата обращения: 09.03.2022).
41. Avunduk A.T.E., Delikan E. Satisfaction and stress levels of dentistry students relating to distance education // Dental and Medical Problems. 2021. Vol. 58. No. 3. Р. 291–298. DOI: 10.17219/dmp/135318
42. Lischer S., Caviezel Schmitz S., Krüger P., Safi N., Dickson C. Distance Education in Social Work During the COVID-19 Pandemic: Changes and Challenges //Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. Р. 1–12. DOI: 10.3389/feduc.2021.720565
43. Dockery M., Bawa S. Working from Home in the COVID-19 Lockdown // Bankwest Curtin Economics Centre Research Brief COVID-19. 2020. Vol. 19. P. 1–5. URL: https://bcec.edu.au/publications/workingfrom-home-in-the-covid-19-lockdown/(дата обращения: 09.03.2022).
44. Balderas A., Caballero-Hernández J.A. Analysis of Learning Records to Detect Student Cheating on Online Exams: Case Study During COVID-19 Pandemic // Proceedings of the Eighth International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality, Salamanca, Spain, 21–23 October 2020. Р. 752–757. DOI: https://doi.org/10.1145/3434780.3436662
45. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты России об обучении в период пандемии covid-19: ресурсы, возможности и оценка учёбы в удалённом режиме // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 2. С. 211–224. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-2-211-224