Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Детерминанты доверия в высшем образовании

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-12-9-31

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена выявлению факторов, влияющих на доверие студентов к сотрудникам вуза – преподавателям, администрации факультета и администрации вуза. Возникновение доверительных отношений в университете приводит к целому ряду положительных эффектов: например, оно облегчает сотрудничество между акторами, делая их более сплочёнными, открытыми для общения и мотивированными; оно является предпосылкой академической успеваемости, высокого уровня качества высшего образования и лояльности. Этим обусловлен интерес исследователей из разных дисциплин к данной проблематике. Однако вопрос о факторах, влияющих на доверие студентов к сотрудникам вуза, остаётся непрояснённым. В данной работе рассматриваются индивидуальные, социально-экономические и институциональные характеристики доверия студентов. Акцент делается также на субъективных факторах – на восприятии и оценке молодыми людьми того, что с ними происходит в процессе обучения. Показано, что доверие студентов к преподавателям и менеджменту вуза положительно связано с оправданием их ожиданий и отрицательно – с курсом обучения. Гендер значимо влияет на доверие обучающихся к администрации факультета, тогда как доход семьи – на их доверие к администрации вуза. Причём два последних фактора имеют региональную специфику: их эффекты существенны только для доверия студентов, получающих образование в московских и санкт-петербургских вузах.

Об авторе

И. С. Кузнецов
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Россия

Кузнецов Игорь Сергеевич – канд. социол. наук, научный сотрудник

117218, Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5 



Список литературы

1. Кузнецов И.С. Доверие в сфере образования: подходы в российских и зарубежных исследованиях // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Сб. науч. статей. Вып. 3. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. С. 189–204.

2. Frederiksen M., Larsen Chr., Lolle H. Education and trust: Exploring the association across social relationships and nations // Acta Sociologica. 2016. Vol. 59. No. 4. P. 293–308. DOI: 10.1177/0001699316658936

3. Натхов Т. Образование и доверие в России. Эмпирический анализ // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 15. № 3. С. 353–373.

4. Кузнецов И.С. Высшее образование как детерминанта обобщённого доверия // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5. М. : ФНИСЦ РАН, 2020. С. 232–249. DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.12

5. Tschannen-Moran M., Hoy W. K. A multidisciplinary analysis of the nature, meaning, and measurement of trust // Review of Educational Research. 2000. Vol. 70. No. 4. P. 547–593. DOI: 10.3102/00346543070004547

6. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Каташинских В.С., Шаброва Н.В., Шуклина Е.А. Доверие как фундаментальная проблема российского высшего образования. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2020. 382 с.

7. Huff L.C., Cooper J., Jones, W. The development and consequences of trust in student project groups // Journal of Marketing Education. 2002. Vol. 24. No. 1. P. 24–34. DOI: 10.1177/0273475302241004

8. Ennen N.L., Stark E., Lassiter A. The importance of trust for satisfaction, motivation, and academic performance in student learning groups // Social Psychology of Education. 2015. Vol. 18. No. 3. Р. 615–633. DOI: 10.1007/s11218-015-9306-x

9. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Доверие в вузе как фактор преодоления образовательной неуспешности студенчества // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 4. C. 126–149. DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.620

10. Dzimińska M., Fijalkowska J., Sułkowski Ł. Trust-Based Quality Culture Conceptual Model for Higher Education Institutions // Sustainability. 2018. Vol. 10. No. 8. P. 2599. DOI: 10.3390/su10082599

11. Каташинских В.С. Доверие как проблема качества высшего образования // Вестник СурГПУ. 2018. № 4. С. 41–51.

12. Santini F., Ladeira W., Sampaio C., Costa G. Student satisfaction in higher education: A metaanalytic study // Journal of Marketing for Higher Education. 2017. Vol. 27. No. 1. P. 1–18. DOI: 10.1080/08841241.2017.1311980

13. Schlesinger W., Cervera A., Pérez-Cabañero C. Sticking with your university: The importance of satisfaction, trust, image, and shared values // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42. No. 12. P. 2178–2194. DOI: 10.1080/03075079.2015.1136613

14. Rojas-Méndez J.I., Vasquez-Parraga A.Z., Kara A., Cerda-Urrutia A. Determinants of Student Loyalty in Higher Education: A Tested Relationship Approach in Latin America // Latin American Business Review. 2009. Vol. 10. No. 1. P. 21–39. DOI: 10.1007/978-3-319-11806-2_30

15. Carvalhoa S., Mota M. The role of trust in creating value and student loyalty in relational exchanges between higher education institutions and their students // Journal of Marketing for Higher Education. 2010. Vol. 20. No. 1. P. 145– 165. DOI: 10.1080/08841241003788201

16. Ismanova D. Students’ loyalty in higher education: The mediating effect of satisfaction, trust, commitment on student loyalty to Alma Mater // Management Science Letters. 2019. Vol. 9. No. 8. P. 1161–1168. DOI: 10.5267/j.msl.2019.4.024

17. Hennig-Thurau T., Langer M.F., Hansen U. Modeling and managing student loyalty: An approach based on the concepts of relationship quality // Journal of Service Research. 2001. Vol. 3. No. 4. P. 331–344. DOI: 10.1177/109467050134006

18. Helen W., Ho W. Building Relationship Between Education Institutions and Students: Student Loyalty in Self-financed Tertiary Education // IBIMA Business Review. 2011. Vol. 22. P. 1–31. DOI: 10.5171/2011.913652

19. Abdelmaaboud A.K., Peña A., Mahrous A.A. The influence of student-university identification on student’s advocacy intentions: The role of student satisfaction and student trust // Journal of Marketing for Higher Education. 2020. P. 1–23. DOI:10.1080/08841241.2020.1768613

20. Индикаторы образования: 2021: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, В.И. Кузнецова. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 508 с.

21. Индикаторы цифровой экономики. 2021: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 380 с.

22. Бекова С.К., Терентьев Е.А., Малошонок Н.Г. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социальноэкономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 74–92. DOI:10.17323/1814-9545-2021-1-74-92

23. Заборова Е.Н., Глазкова И.Г., Маркова Т.Л. Дистанционное обучение: мнение студентов // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 131–139.

24. Romero L. Trust, behavior, and high school outcomes // Journal of Educational Administration. 2015. Vol. 53. No. 2. P. 215–236. DOI: 10.1108/JEA-07-2013-0079

25. Ghosh А.К., Thomas W.W., Glenn B.A. Student Trust and Its Antecedents in Higher Education // The Journal of Higher Education. 2001. Vol. 72. No. 3. P. 322–340. DOI: 10.2307/2649334

26. Sampaio C.H., Perin M.G., Simões C., Kleinowski H. Students’ trust, value and loyalty: Evidence from higher education in Brazil // Journal of Marketing for Higher Education. 2012. Vol. 22. No. 1. P. 83–100. DOI: 10.1080/08841241.2012.705796

27. Гидденс Э. Последствия современности / Пер. с англ. Г.К. Ольховикова, Д.А. Кибальчича. М. : Праксис, 2011. 352 с.

28. Coleman J.S. The adolescent society. New York : Free Press of Glencoe, 1961. 368 p.

29. Van Houtte M. Gender context of the school and study culture, or how the presence of girls affects the achievement of boys // Educational Studies. 2004. Vol. 30. No. 4. P. 409–423. DOI: 10.1080/0305569042000310336

30. Van Houtte M. Exploring teacher trust in technical/vocational secondary schools: Male teachers’ preference for girls // Teaching and Teacher Education. 2007. Vol. 23. No. 6. P. 826–839. DOI: 10.1016/j.tate.2006.03.001

31. Da Rosa Borges G., Carvalho de Souza Domingues M.J., de Cássia da Silva Cordeiro R. Student’s trust in the university: Analyzing differences between public and private higher education institutions in Brazil // International Review on Public and Nonprofit Marketing. 2016. Vol. 13. No. 2. P. 119–135. DOI: 10.1007/s12208-016-0156-9

32. Шаброва Н.В. Студенты и преподаватели: в поисках оснований доверия // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов : Сб. докладов VI Всероссийского социологического конгресса / Отв. ред. В.А. Мансуров. М. : РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 5252–5260. DOI: 10.19181/kongress.2020.615

33. Hardin R. The street-level epistemology of trust // Analyse and Kritik. 1992. Vol. 14. No. 2. P. 152–176. DOI: https://doi.org/10.1515/auk-1992-0204

34. Uslaner E.M. The Moral Foundations of Trust. Cambridge : Cambridge University Press, 2002. 312 p. IBSN 0 521 81213 5

35. Stolle D., Soroka S., Johnston R. When does diversity erode trust? Neighborhood diversity, interpersonal trust and the mediating effect of social interactions // Political Studies. 2008. Vol. 56. No. 1. P. 57–75. DOI: 10.1111/j.1467-9248.2007.00717.x

36. Mitchell R.M., Forsyth P.B., Robinson U. Parent trust, student trust and identification with school // Journal of Research in Education. 2008. Vol. 18. P. 116–124.

37. Goddard R.D., Salloum S.J., Berebitsky D. Trust as a mediator of the relationship between poverty, racial composition, and academic achievement // Educational Administration Quarterly. 2009. Vol. 45. No. 2. P. 292–311. DOI: 10.1177/0013161X08330503

38. Van Maele D., Van Houtte M. The Quality of School Life: Teacher-Student Trust Relationships and the Organizational School Context // Social Indicators Research. 2011. Vol. 100. No. 1. P. 85–100. DOI: 10.1007/s11205-010-9605-8

39. Meier D. In schools we trust: Creating communities of learning in an era of testing and standardization. Boston : Beacon Press, 2002. 212 p.

40. Lee V.E., Ready D.D. Schools Within Schools: Possibilities and Pitfalls of High School Reform. New York : Teachers College Press, 2007. 211 p. DOI: http://dx.doi.org/10.15365/joce.1401092013

41. Tschannen-Moran M., Bankole R.A., Mitchell R.M., Moore D.M. Student Academic Optimism: A confirmatory factor analysis // Journal of Educational Administration. 2013. Vol. 51. No. 2. P. 150–175. DOI:10.1108/09578231311304689

42. Van Maele D., Van Houtte M. Faculty trust and organizational school characteristics: An exploration across secondary schools in Flanders // Educational Administration Quarterly. 2009. Vol. 45. No. 4. P. 556–589. DOI: 10.1177/0013161X09335141

43. Coleman J. Social Capital in the Creation of Human Capital // The American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. P. 95–120. DOI: http://dx.doi.org/10.1086/228943

44. Фукуяма Ф. Доверие. М. : АСТ Москва, 2008. 730 с.

45. Прахов И.А. Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 88–117. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-1-88-117

46. Liu Y., Li Y., Tao L., Wang Y. Relationship stability, trust and relational risk in marketing channels: evidence from China // Industrial Marketing Management. 2008. Vol. 37. No. 4. P. 432–446. DOI: 10.1016/j.indmarman.2007.04.001

47. Шуклина Е.А., Певная М.В. Доверие как институциональная проблема высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5. С. 120–131. DOI: 10.15826/umpa.2017.05.068

48. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А Доверие как принцип стратегий поведения ключевых образовательных общностей // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 4. С. 32–42.

49. Tinto V. Dropout from Higher Education: A Theoretical Synthesis of Recent Research // Review of Educational Research. 1975. Vol. 45. No. 1. P. 89–125.

50. Luhmann N. Familiarity, confidence, trust: Problems and alternatives // Trust: Making and Breaking Cooperative Relations / Ed. by D. Gambetta. Oxford : Basil Blackwell, 1988. P. 94–107.

51. Coleman J.S. Foundations of Social Theory. Cambridge: Harvard University Press, 1990. 993 p.


Рецензия

Просмотров: 128


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)